Создавая ауру нашего города
Поздравительная открытка (даже в цифровом исполнении) из какого-то экзотического места нашей планеты – это всегда радость, которой даже хочется поделиться. Тем более, если полученное послание от людей, для которых Могилев не просто город на карте и которые, не побоимся этих слов, сами, а также их родственники, создавали ауру этого города.
Так вот на днях автор этого текста стал в какой-то степени причастным ко всему выше сказанному. Короче, получаю я открытку с края Земли или, если угодно, с конца света.
Да, есть такое место. Ушуая называется, город-порт на юге Аргентины. Находится на острове Огненная Земля. Является самым южным городом Земли.
Прислал открытку уроженец Бобруйска Яков Кац, долгое время живший в Могилеве, а в конце 1989-го переехавший в Израиль. После выхода на пенсию Яков вместе с супругой Инной очень много путешествует. Теперь вот они находятся в Южной Америке.
То Магелланов пролив пересекают, то на Фолклендских островах высаживаются, по Огненной земле гуляют, мыс Горн огибают… С дельфинами тусуются, морских львов и котиков фотографируют, китам и дельфинам салютуют…
Оставив добрую память о себе…
Кстати, Яков Кац, как минимум, хорошо был знаком всем библиофилам Могилева, ибо страстно увлекался книгами в 1970-80-е годы, когда подобная продукция была ну в очень большом дефиците. При этом наш герой не просто охотился за литературными произведениями, но и запоем их читал.
А работал он инженером в проектном институте ПКТИАМ. Был такой, если помните, находился рядом с нынешним клубом «Форум» и ирландским клубом «Эль Хаус» на Ленинской.
Его супруга Инна всю жизнь (и в Могилеве, и в Израиле) проработала учителем начальных классов, оставив добрую память о себе.
К слову, ее мама, Дора Григорьевна Гинзбург, тоже была учительницей, но математики. Выпускники могилевской СШ №1 (и не только) должны хорошо помнить этого талантливого педагога.
Стоило мне только попросить Ростислава Пилиховского (закончил СШ №1 в 1973 году) кратенько рассказать о своей «математичке», Доре Григорьевне, как товарищ завалил меня массой всевозможной информации, от фотографий до «монографий», которых вполне хватило бы для защиты кандидатской диссертации примерно на такую тему: «Лучшие педагоги Могилева. Кто они?»
Вот только некоторые выдержки из его письма: «Дора Григорьевна Гинзбург? Да это самая лучшая преподаватель математики… За 9 класс мы проходили программу школы, а в 10-м решали варианты поступления в вуз, изучали высшую математику вузов… Лучшие ее ученики – это профессора математики Сергей Дужин, преподавал в Токийском университете, университетах США; Сергей Мазаник, преподает в БГУ, он учился в одном классе с моим братом Борисом. Многие из ее учеников – ученые, конструкторы авиации, преподаватели математики в разных городах. Мой одноклассник Непокойчицкий Геннадий Анатольевич – выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук, преподавал в МГУ, Ханойском университете… Благодаря ей я выигрывал олимпиады по математике, физике, химии. Она очень толково и доходчиво преподавала математику. Огромное ей спасибо!»
Жюль Верн оказался прав
Мыс Горн (или Кладбище кораблей, как зовут его мореплаватели) – это одно из самых загадочных мест на Земле. И опасных. Достаточно только вспомнить некоторые приключенческие книжки писателей разных эпох – от Жюля Верна и Джека Лондона до Дэна Брауна. Там потерпела крушение не одна сотня всевозможных кораблей различных конструкций и портов приписки. Даже в безветренную погоду, которой у мыса Горн практически не бывает никогда.
Легенда о Летучем голландце – также родом из этих мест. Говорят, из-за сильнейших штормов и ветров обогнуть мыс Горн с запада на восток (то есть, пройти из Атлантического океана в Тихий) менее сложно, чем в другом направлении. Парусные суда в прошлом затрачивали на это иной раз по месяцу (!) и больше.
Так и хочется устами Якова и Инны (естественно, с согласия Жюля Верна) добавить: «А ведь преподавать математику, учить первоклашек, проектировать автоматизированные комплексы ничуть не легче».
Не забывайте своих старых друзей!