Лампа из шестеренок и печка из старых баллонов. Как могилевский мастер превращает металлолом в полезные вещицы

1325
Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото автора
Могилевчанин Сергей Иванов старый, никому не нужный хлам превращает в оригинальные предметы интерьера, подарки, сувениры, украшения и прочие нужные вещи.

И потому, в отличие от большинства из нас, мимо ржавой железки Сергей никогда не пройдет. «Это же настоящий двигатель фантазии и отличный материал для какой-нибудь оригинальной вещички», – искренне возражает он тем, кто считает, что этой «полезной» штуковине место на помойке, а не в мастерской нормального ремесленника.

Эскиз мопеда нарисовал на куске обоев

Хотя начиналось все не с «игрушек», а с настоящей техники: любовью всей его жизни всегда были мотоциклы. А поскольку на мечту, мотоцикл Honda VTX-1800, денег никогда не было (да и теперь не ожидается), возился с тем, что было. То старенький мопед перепадет, то такой же древний мотоцикл… Из-за этого, наверное, после школы даже на автослесаря в профтехучилище пошел, чтобы нужных знаний-умений поднабраться.

Диплом теперь висит на стене гаража-мастерской на самом почетном месте.
Диплом теперь висит на стене гаража-мастерской на самом почетном месте.

– Мотоциклы – это даже не увлечение, а «пуля в голове», – смеется Сергей Иванов. – Я на них учиться ездить начал, как только ноги стали до педалей доставать. А потом уже не только апгрейд делал, но и тюнинг оригинальный. С моим мопедом я в 2016 году, в рамках международной специализированной выставки «Мотовелоэкспо» в Минске, участвовал в открытом чемпионате Беларуси кастом и тюнинг шоу, получил диплом, которым до сих пор горжусь. Это был, кстати, уже мой второй «рукотворный» мопед. Из родного заводского у него только колеса, мотор и руль. А вот раму сам варил, с нуля, очень интересно получилось.

А первый, даже не мопед, а, скорее, велосипед с моторчиком, эскиз которого когда-то просто на куске обоев нарисовал и начал претворять в жизнь, в Уфу уехал. Я бы его, конечно, ни за что не продавал, но он увидел его на фото и всю голову задурил мне: хочу, и все тут! Правдами и неправдами все-таки выпросил. Пришлось себе еще один сделать, сейчас на нем езжу и очень доволен.

А в гараже у Сергея сейчас стоит еще одна мечта: старенький мопед «Рига-4». Пока внешне непрезентабельный, но со временем, говорит, непременно доведет его до ума. И ни за какие деньги не продаст.

Бензопила «Дружба» превращается… в светильник!

И это тоже лампа!
И это тоже лампа!
Вот такой моторчик нашел в металлоломе: немецкий, 50-х годов. Сергей уверяет, что он еще поработает!
Вот такой моторчик нашел в металлоломе: немецкий, 50-х годов. Сергей уверяет, что он еще поработает!

Между прочим, еще одно увлечение, благодаря которому Сергей стал достаточно широко известен среди креативной могилевской молодежной тусовки, – интерьерные вещи из металла и дерева в стиле панк – появилось тоже в чем-то благодаря мопедам. Возился в мастерской со своей техникой и запнулся ногой об обрезок металлической трубки. Хотел было перешагнуть, а потом поднял, покрутил в руках и подумал: «А что если…» И смастерил из нее и найденных в куче железного хлама, что громоздился в углу мастерской, нескольких металлических «штучек» подвесной светильник. Покрасил, вкрутил лампочку – оригинально! Правда, долго любоваться необычной вещичкой не пришлось, друг выпросил. Пришлось себе другой мастерить, еще оригинальнее прежнего. И пошло-поехало: то кулоны-браслеты из кожи и меди «штампует» (девчонки аж визжали от восторга!), то охотничьи ножи их ржавой рессоры, то зажигалки из использованных гильз или элегантные настенные часы из дерева и приготовленных «на выброс» запчастей.

Лампа для врача-травматолога.
Лампа для врача-травматолога.

– Но больше всего мне все-таки светильники нравится делать, – говорит Сергей. – Причем, чтобы в качестве источника света в них были лампы Эдисона. Тусклый такой, желтый свет, в обрамлении металла какого-нибудь, это очень классно! Вот это, например, бензонасос был, уже не помню от какой машины. Увидел его в пункте приема металлолома, купил, разобрал и превратил в светильник. А это когда-то бензопила «Дружба» была, теперь тоже светится. Ее тоже на металлолом сдали…

Сколько всего светильников и настольных ламп он успел смастерить (и ни одного одинакового между прочим!) Сергей уже и подсчитать не может. Что-то хранится дома и в мастерской, но большая часть уже успела разойтись по друзьям и покупателям. А оригинальности мысли в этом направлении ему не занимать. Вот вы видели когда-нибудь настольную лампу, ножка которой сделана в виде позвоночника (на 3D принтере распечатал из пластика), а абажур – из рентгеновских снимков?

– У меня есть друг, врач-травматолог, он мне старые снимки подкинул, да и саму идею его рассказы о работе навеяли, – улыбается Сергей. – Классно получилось. Правда, принять от меня в подарок эту лампу друг отказался, говорит, ему на работе этого добра, в смысле переломов и костей, хватает. Вот, пока в мастерской стоит, может когда и продам еще. А может оставлю себе, точно не решил.

Металлолом для «рукастого» мастера – настоящий клондайк!

Рабочее место Сергея.
Рабочее место Сергея.

Кстати, Сергей твердо убежден в том, что пункты приема металлолома – это лучшее место, которое придумало человечество.

– Там можно найти все, что душе угодно. Для «рукастого» человека тут настоящий клондайк. Покопаешься в железках, смотришь, что-то такое непонятное, ни на что не похожее, и тут же фантазия «включается», начинаешь думать, во что ее можно превратить, – говорит он. – А если денег лишних никогда нет, то тут за десятку можно столько материалов для будущих работ набрать! Я когда ремесленником стал, начал в ярмарках участвовать, приглядываться кто что приносит на продажу. Так вот если человек, например, кукол текстильных делает, то сначала нужно серьезно в ткани и прочие материалы вложиться, достаточно дорого получается. Мне в этом отношении проще и дешевле. Главное увидеть в любой железяке будущую красоту и руки приложить. А у меня, к счастью, и с руками все в порядке, и фантазии хватает.

По словам Сергея Иванова, когда он только начинал стимпанк осваивать (именно так называется направление декоративно-прикладного искусства, в котором он работает), еще и интернета толком не было, все приходилось из головы брать, а еще из книг. Он с детства любил научную фантастику, а там зачастую такие интересные вещи описываются, которые просто просятся со страниц в мастерскую.

– Одна из любимых «Кетополис: киты и броненосцы», автор, по-моему, Грэй Ф. Грин. Так вот там очень хорошо описывались монстры и скелеты роботизированные. Кит, у которого в голове шестеренки были… Распечатал на 3D-принтере черепушку и там у меня все крутилось, светилось, супер просто! Хотя в детстве мне больше кораблики нравились, в кружке судомодельном при автозаводе им. Кирова, где отец работал, занимался. И мечтал пиратом быть, как в мультике «Остров сокровищ». Почему не капитаном? Но пиратом-то интереснее!

«Работа от «звонка до звонка» точно не мое!»

Стул уже готов, осталось разобраться со старым комодом.
Стул уже готов, осталось разобраться со старым комодом.

Несмотря на такую искреннюю любовь к «железкам», без дерева в работах ремесленника не обходится, а его деревянный сундучок и мини-бар вообще одно время были настоящей визитной карточкой мастера, заказы даже из Санкт-Петербурга поступали. Да и основная статья дохода у него сегодня отнюдь не сувениры, а реставрация мебели. Дело не такое любимое, но зато куда как более денежное.

– Это у меня от отца и деда, – считает Сергей. – Дед из дерева мог все что угодно смастерить – хоть ложку, хоть шкаф. Я в детстве рядом с ним много времени проводил, многому научился. Отец тоже мастеровитый, правда занимается этим в свободное от основной работы время. Что-то на ярмарки ремесленные делает, но больше для себя. Вот, например, сделал телегу для дачи, под цветник. Причем, у него принцип: если это телега, то все должно крутиться, работать как у настоящей. Я говорю – это же у тебя просто на земле стоять будет! Нет, говорит, надо, чтобы правильно было. И мне всегда дельный совет может дать, хотя в основном я все сам придумываю. А потом со всеми желающими в своем ютуб-канале делюсь.

Заяц приходил смотреть, как на стройке дела идут.
Заяц приходил смотреть, как на стройке дела идут.

А еще он за два года своими руками построил двухкомнатную гараж-мастерскую, теперь есть где развернуться! Его еще, конечно, внутри нужно до ума доводить, но зато теперь есть место и для будущих станков, и для работы с мебелью. Придумал собственный подъемный механизм для ворот из подручных материалов, из двух старых газовых баллонов сварил оригинальную печку. Говорит, сосед увидел и теперь не отстает, такую же просит… Теперь можно будет и стареньким мопедом заняться. Как только появится немного свободного времени.

– Когда гараж строил, ко мне на площадку заяц наведывался. Станет и смотрит, – смеется Сергей. – Наверное, тоже считает, что я все правильно для себя в жизни придумал. Мне нравится самому быть ее хозяином, работа от «звонка до звонка» точно не мое!

Печку для обогрева гаража Сергей Иванов сделал из старых газовых баллонов.
Печку для обогрева гаража Сергей Иванов сделал из старых газовых баллонов.