С автором «Белых рос» мы познакомились несколько лет назад на фестивале национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске, где Дударев возглавлял жюри. Был он в тот вечер весел и общителен – видно, нравилась фестивальная программа. Да и атмосфера располагала к разговору. Поэтому «поболтать за жизнь» в антракте согласился сразу, без лишних экивоков и предварительных согласований вопросов (как у нас любят чрезмерно важные персоны, а кто более важная персона в современной белорусской драматургии, чем Дударев? – прим.авт.).
Материал, который получился из той случайной встречи, приводим здесь полностью.
«О! Дударев!»
Алексея Дударева стали называть «живым классиком» белорусской литературы давно. Задолго до того, как по его сценарию были сняты любимые миллионами «Белые росы». И уж точно раньше, чем пьеса «Вечер» и баллада «Рядовые» покорили театры по всему Союзу. Даже Государственную премию СССР драматург получил – немыслимо! – в 35 лет.
Возможно, именно потому, что слава и востребованность пришли к нему так рано, Алексей Ануфриевич относится к ним спокойно, с юмором.
– Вот, представь: вечер, темно… – делился в тему историей он. – Гуляю по Минску, дышу воздухом. На голове – капюшон. Остановился перед афишей Купаловского театра. Вдруг слышу сзади девичий голос: «О! Дударев!» Думаю: так, кто это меня со спины да еще в таком виде узнал? Но хватило ума не поворачиваться, почувствовал – обращаются не ко мне. Сделал шаг в сторону и только потом оглянулся. Оказывается, девушки просто изучали и обсуждали театральный репертуар.
Пошел дальше. Правда, гордый собой. Но ненадолго… Я по жизни не уверен в себе. Чувство удовлетворения есть, да. А вот стоит сесть за стол, положить перед собой чистый лист бумаги – и все по новой. Как будто и не писал ничего до этого.
«Лучше жанра, чем сказка, человечество еще не придумало»
К слову сказать, Дударев мог и вовсе не стать драматургом. Еще в детстве он мечтал о карьере военного. Срослось иначе: Алексей Ануфриевич какое-то время руководил Драматическим театром белорусской армии. Ушел сам. По возрасту. Его пьесы, меж тем, как шли на сцене ДТБА, так и продолжают идти. Как, впрочем, и в других театрах Беларуси.
– Никогда не злюсь на режиссеров, которые ставят по моим произведениям. Уровень спектаклей, конечно, разный. Это естественно. Но так, чтобы пьесы переворачивали с ног на голову, не было. Не то, что я не позволяю – содержание не позволяет. В тех произведениях, что создаю, стремлюсь, чтобы было как можно больше любви. Это самое главное. Хотя кто-то считает, что пишу сказки. Ну и пожалуйста! Я вообще думаю, что лучше жанра, чем сказка, человечество еще не придумало. И не придумает.
Скажи, кто твой друг…
Если бы не судьба, в титрах к фильмам фамилию Дударева мы могли бы видеть в перечне снимавшихся, а не сценаристов. По первой профессии он актер. Одно время даже работал в ТЮЗе, но ушел в завлиты, а затем на «Телефильм», где познакомился с режиссером Валерием Басовым, который экранизировал его первые киносценарии.
В окружении драматурга вообще всегда было очень много творческого народа.
– Символично, что нынешний фестиваль Дунина-Марцинкевича проходит в месяц памяти двух наших корифеев, близких мне людей (а проходил фестиваль в сентябре 2017 года – прим. авт.). Первый – Андрей Макаенок. Тридцать пять лет прошло, как закончился его земной путь. Он мой друг, мой учитель. Я невероятно горд, что был с ним знаком! Второй – режиссер Валерий Раевский. Им поставлены практически все пьесы, которые я написал. Тот же «Вечер» – он его назвал «Реквием» – до сих пор идет на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы. Я счастлив этому.
«Всё, что должно быть написано, напишется»
– Наверное, вам тысячу раз этот вопрос задавали, но не могу не спросить: что вас вдохновляет?
– Ой, ну вот осень, например. Это нормально – я ведь в один день с Пушкиным родился. А вообще, писать – это моя профессия. Я по натуре человек ленивый. «Ни дня без строчки» – это точно не мой девиз. Исповедую скорее толстовский принцип: можешь не писать – не пиши, а всё, что должно быть написано, напишется.
– Ну не верю… Мне кажется, чтобы создать ту же «Черную панну Несвижа» или «Не покидай меня», надо очень сильно гореть своей работой!
– Одно другому не мешает… На самом деле, я всегда любил жить в придуманном мире. В прошлом, в истории, в фантазиях. Это не есть хорошо – нормальный человек привязан к реальности. Однако именно это помогло мне стать тем, кем я стал.
Светлая память белорусскому драматургу Алексею Дудареву.