В небольшом Рендсбурге, население которого составляет всего чуть более 28 тысяч человек, велосипеды есть практически в каждом доме. На них ездят на рынок и по магазинам или просто на прогулку.
Константин и его жена Клавдия, несмотря на немолодой уже возраст, тоже не собираются отказываться от велопрогулок. И если Клавдия седлает своего «двухколесного коня» только по выходным, поскольку еще работает, то Константин совершает едва ли не ежедневные поездки.
– Во-первых, это полезно для здоровья, особенно в пожилом возрасте. Поэтому я езжу практически круглый год, ну разве что за исключением совсем уж снежных или морозных дней, – говорит он. – Тем более, что в Германии для велопутешественников есть очень хорошо развитая инфраструктура. В частности (и это, наверное, самое главное) велодорожки, которые есть везде. И не только в городе, но и соединяют многие ближайшие деревни, другие мелкие поселения. Местная полиция, кстати, велодорожкам уделяет внимание ничуть не меньше, чем другим транспортным магистралям, и за несоблюдение правил движения по ним тоже можно получить штраф. Поэтому велосипедисты здесь – народ очень дисциплинированный и не приходится опасаться, что кто-то выедет тебе навстречу, или все время думать о том, чтобы не столкнуться со случайным пешеходом. Когда в начале 90-х годов я только приехал в Германию, я не слишком думал о правилах: ну есть велодорожка и езжай себе. Но после того, как меня пару раз остановили полицейские и объяснили, что за езду «не по правилам» мне придется раскошеливаться, стал строго контролировать себя. А теперь соблюдение правил происходит уже «на автомате», как у всех немцев.
Кроме заботы о здоровье, велосипеды для Константина и Клавдии – это еще возможность бюджетного отдыха.
– Мне, да и Клавдии тоже, очень нравится, например, попутешествовать по ближайшим деревням, – говорит наш собеседник. – У меня уже есть свой постоянный маршрут: выезжаю из города и по велодорожке еду в сторону деревни (здесь они называются коммунами) Альт-Дуфенштедт. А потом до деревни Овшлаг. В общей сложности получается около 10 километров в одну сторону. И если зимой попутчиков тут встретишь не часто, то летом можно увидеть большие группы велосипедистов: люди собираются компаниями по 10-20 человек и приезжают сюда даже из других регионов Германии, чтобы увидеть знаменитый Рендсбургский мост, соединяющий берега не менее знаменитого Кильского канала (кстати, сегодня это самый длинный железнодорожный мост в Европе!). А возле коммуны Овшлаг есть еще одна всеми любимая достопримечательность – очень красивое Овшлагское озеро.
Летом, по словам Константина, сюда приезжает очень много немцев, порой разные фирмы проводят на территории деревень свои праздники, юбилеи. Нередко люди семьями останавливаются в местной гостинице. Да-да, вы не ослышались, в деревнях есть отели (здесь их зачастую называют «гостиные дворы»), и рестораны тоже имеются.
– Причем все это достаточно бюджетно по цене, – говорит он. – Сейчас-то все, скорее всего, подорожало (жизнь в Германии, как впрочем и во многих других странах Европы, с каждым днем становится все дороже), но перед пандемией к нам приезжали дети и останавливались в деревенском отеле. Тогда они платили всего 20 евро с человека за сутки, причем в эту стоимость входило не только проживание, но и завтрак с ужином. Нынешние цены не знаю, ведь мы с Клавдией ездим без ночевки, все очень близко. А вот кафе и ресторанами во время таких коротких путешествий бывает пользуемся. Причем, достаточно экономно. Дело в том, что в Рендсбурге в книжном магазине можно приобрести за 10 евро книжечку скидочных купонов, которые действуют во всем регионе. Там указаны кафе, рестораны и отели, услугами которых мы можем воспользоваться. Идем в ресторан – у нас отрезают купон и берут только половину стоимости обеда. Остальное – скидка.
Но еда, по мнению нашего собеседника, все-таки не самое главное. Ему нравится сама возможность прокатиться на велосипеде за город, полюбоваться природой, особенно любят они с Клавдией Овшлагское озеро: побудешь там, подышишь воздухом и на душе всю неделю так светло!
– Смотришь по сторонам: вот фермер коров вывел на пастбище, там крестьяне на лошадях, тут белка пробежала, – делится впечатлениями Константин. – А недавно, еще снег лежал, на обочине дороги зайца увидел: здоровый такой, стоит на задних лапах, шею в мою сторону вытянул, любопытно ему. Я поздоровался с ним и дальше поехал…
А иногда они совершают и более дальние семейные веломарафоны, например, на Балтийское море.
– И это не так далеко, как может показаться, до курортного города Эккернферде от нас всего 26 километров. Это расстояние таким опытным велосипедистам, как мы, вполне под силу, – смеется Константин. – Правда, едем тогда уже не на один день, заказываем отель, чтобы можно было от души покупаться-позагорать. Конечно, на автобусе или машине было бы быстрее, но ведь тогда нет возможности увидеть по дороге множество красивых мест! А их даже вокруг нашего Рендсбурга с избытком, не говоря уже о более дальних велопрогулках. Так что в Турцию или Тунис меня как-то и не тянет. А вот потеплеет и я непременно скажу своей Клавдии: «А не поехать ли нам в деревню, фрау?»