«Свой путь я называю «от экономиста до феи». Как бобруйчанка сменила стабильную работу на любимую

1542
Светлана ХАРТАНОВИЧ-БЕРНАДСКАЯ. Фото героини материала
Поговорили с 42-летней бобруйской рукодельницей и мамой троих детей Ольгой Климантович о творчестве, семейной поддержке и о доходах ремесленницы.

В своих материалах «Вечерний Бобруйск» неоднократно писал о том, что в Бобруйске большинство мастеров совмещают ремесленничество с более стабильной работой. Но собеседница издания Ольга – человек, превративший творческую подработку в свой основной источник дохода, пишет «ВБ».

Ольга Климантович.
Ольга Климантович.

Сегодня в Инстаграм-аккаунте Ольги под ником «конфетная фея» можно увидеть самые разные шедевры ручной работы: от рождественских веночков, до огромных съедобных букетов на любой вкус. Но ее путь к любимому делу был долгим и непростым.

От экономиста до феи

У коренной бобруйчанки Ольги Климантович высшее экономическое, юридическое и еще дополнительное бухгалтерское образование, однако к точным наукам ее никогда не тянуло.

– Как и во многих семьях, будущую профессию выбирала не я. За меня выбрали родители, – рассказывает Ольга. – Для меня очень важно видеть, что мой труд приносит пользу, дарить эмоции и радость. Мне хотелось делать мир вокруг немножечко ярче и красивее. Работа с цифрами и документами – это совсем про другое.

Творческой отдушиной более 10 лет назад для женщины стало плетение из лозы.

– Я тогда активно участвовала в городских конкурсах, связанных с рукоделием и флористикой. А то, что мои работы там очень высоко оценили, в меня поверили, стало толчком к дальнейшему развитию. Свой путь я называю «от экономиста до феи», – смеется собеседница.

В 2013 году Ольга зарегистрировалась в качестве ремесленницы. Долгое время женщина рассматривала это как подработку. Однако два года назад мастерица ушла, как она сама говорит, «в свободное плаванье», полностью посвятив себя семье и творчеству.

– Безусловно, без надежной опоры, я бы не рискнула оставить стабильную работу ради ремесленничества, – признается Ольга. – Да и со стороны родителей было много сопротивления, критики и недоверия. Но моей поддержкой стали муж Александр и дети Ксюша, Ульяша и Тимофейка.

Супруг Ольги Александр решил: раз уж рукоделие делает жену счастливой и позволяет больше времени проводить с семьей, то пусть она развивается в этом направлении.

– Муж – это и мой помощник, и курьер, и главный критик, конечно же, – улыбается Ольга. – И вообще, я всегда говорю «мы»: мы получили заказ, мы участвуем в конкурсе, нас благодарят клиенты. Потому что моя семья – это моя команда. Они и помогут, когда перед праздниками много заказов. Я очень благодарна своей семье, что позволили мне заниматься любимым делом.

Что делает «конфетная фея»

– Я перепробовала много направлений от лозоплетения до создания мягких игрушек, – рассказывает Ольга. – Но то, что больше всего меня захватило – это фудфлористика (создание букетов и различных композиций из сладостей и других продуктов, прим. авт.), мыльная флористика и декор. Я очень люблю природу, обожаю цветы, наверное, поэтому мне так близки эти направления.

Работы Ольги в фудфлористике.
Работы Ольги в фудфлористике.

Ремесленница утверждает, что этот постоянный поиск новых идей для творчества заставляет клиентов раз за разом обращаться именно к ней:

– Например, вы у меня уже брали букет и вам хочется что-то другое. А у нас уже есть шикарные мыльно-пенные композиции. В следующий раз зашли на страничку – а мы уже свечи делаем из натуральной вощины или съедобные букеты, или мягкие игрушки. То есть, человеку не нужно каждый раз искать кого-то другого. Он знает, что я всегда предложу что-то новенькое и учту все его пожелания.

Среди постоянных клиентов, по словам Ольги, есть очень творческие люди с богатым воображением. Они часто ставят перед мастерицей интересные и непростые задачи.

– Иногда несколько дней приходится голову ломать над заказом, но это помогает мне быть в тонусе, – улыбается ремесленница. – Например, мне заказали корабль с цветами и зефиром, для выставки. Или парашют из шоколадок ко дню ВДВ.

Нестабильный доход

С тех пор как женщина посвятила себя творчеству, бюджет ее семьи состоит из зарплаты Александра, работающего на шинном комбинате, и нестабильного дохода, который приносит ремесленная деятельность Ольги:

– Не могу сказать, что нам просто. Моя работа очень зависит от сезона, от праздников. После 8-го марта по июль месяц наступает «мертвый сезон». Люди едут на дачи, им не до подарков. Есть небольшой всплеск на выпускные, но это минимально.

Съедобные букеты Ольга создает не только из сладостей, но из сухофруктов и орехов. Можно дополнить такую композицию напитком.
Съедобные букеты Ольга создает не только из сладостей, но из сухофруктов и орехов. Можно дополнить такую композицию напитком.

Лишь ближе к сентябрю, говорит Ольга, начинаются заказы ко дню знаний, дню учителя, дню матери и т.д.

Средняя зарплата по Бобруйску на 25 октября 2022 – 822,40 руб.
Минимальная зарплата в Беларуси на 1 ноября – 482,29 руб. (по данным Минфина)

– Не бывает такого, чтобы я оставалась совсем без заказов, – уверяет ремесленница, – тем более, учитывая постоянно расширяющийся ассортимент. Есть ведь дни рождения, годовщины, например. Но в периоды затишья прибыль от ремесленничества не дотягивает даже до минимальной зарплаты.

По словам Ольги, доход от ремесленничества, который она сочла бы достаточным для комфортной жизни, равен полутора тысячам рублей. Но, увы, заработать такую сумму рукоделием даже не за месяц, а всего за две недели, она смогла лишь единожды:

– Три года назад в феврале неожиданно посыпались заказы на съедобные букеты для мужчин: с мясом, колбасками и овощами. Как-то в один момент это стало очень популярно. Заказывали композиции разных размеров и на корпоративы, и индивидуально. Я работала просто не покладая рук. Это был самый прибыльный месяц за 10 лет ремесленничества.

Среднемесячный «чистый» доход Ольги, без с учета «мертвого сезона», обычно немного меньше средней заработной платы по Бобруйску. Но женщина уверяет, что это очень обобщенные цифры, ведь один месяц может принести до 1000 рублей, а другой – всего рублей 100-150. По ее словам, самая большая проблема – это именно нестабильность дохода. И если бы не было надежного плеча рядом, то одним рукоделием семью прокормить не получилось бы.

О цене и обесценивании

По словам Ольги, она постоянно обучается и не жалеет на это ни денег, ни времени. Ведь чем больше мастер учится, тем больше стоит его работа.

– Я твердо уверена, что ни при каких обстоятельствах нельзя обесценивать свои достижения и свой труд. Поэтому никогда не иду на поводу у заказчиков, которые требуют скидку, потому что где-то видели дешевле, – говорит Ольга. – Хороший мастер не может быть дешевым, потому что он вкладывается в свое развитие. И стоит задуматься, если вам обещают высокое качество по низкой цене.

Кенди-боксы – оригинально оформленные наборы сладостей, пользуются большим спросом в качестве корпоративных подарков.
Кенди-боксы – оригинально оформленные наборы сладостей, пользуются большим спросом в качестве корпоративных подарков.

Ремесленница утверждает, что белорусы недооценивают ручной труд и индивидуальную работу из-за видимой легкости ее выполнения. А ведь за каждым эксклюзивным изделием – часы обучения и практики.

– Добавьте к этому стоимость качественных материалов, транспортировки, затраты на электроэнергию, если используются клеевой пистолет, утюг или швейная машинка, амортизацию инструментов. Плюс расходные материалы вроде клея и упаковочной бумаги, – перечисляет Ольга. – Вот вам и цена.

Например, мыльно-пенные букеты ремесленница составляет из реалистичных мыльных цветов, фабричного корейского производства. Такие доставляются в Беларусь несколько месяцев и закупать их нужно большими партиями.

– Один самый простой цветок стоит от 0.70 рублей. Пион стоит от 2 рублей, а мелкоцвет от 1.5, – рассказывает Ольга. – Для мелких композиций, которые, например, можно заказать для подарков на корпоратив, нужно 7-9 цветов. На среднюю уходит 17-19 цветков. Большие композиции – от 21-го цветка и более. Красивые, составленные по всем правилам флористики букеты требуют разнообразия. Соответственно, растет и себестоимость букета.

Мыльно-пенные букеты от Ольги Климантович.
Мыльно-пенные букеты от Ольги Климантович.

Чаще всего мыльно-пенные цветы заказывают в шляпных коробках различной формы. Их Ольга тоже приобретает оптом: набор из 3-х коробок разного объема стоит около 37 рублей. Для мелких композиций нужны специальные стаканчики или конверты.

– И это только закупочная цена. Прибавьте к ней все сопутствующие расходы и мою работу – получаем букетики стоимостью от 12 до 112 рублей.

Ответственность и свобода

Ольга утверждает, что работать на себя – непросто. И здесь ее экономическое образование очень помогает:

– Нужно уметь рассчитать бюджет и организовать производственный процесс. Найти надежных поставщиков, постоянно расширять ассортимент, непрерывно учиться. Нужно находить все новых и новых клиентов, работать с Инстаграмом, делать качественные фото. И нужно выполнять свою работу так, чтобы люди к тебе возвращались.

Но, несмотря на все эти сложности и невысокие доходы от ремесленной деятельности, в планах Ольги нет возвращения на работу по найму:

– Да, никто не оплатит ремесленнику больничный, никто не подменит, не даст отгул. От идеи до передачи клиенту заказа, каждый шаг и каждая мелочь – это только твоя ответственность. Но мне нравится и эта ответственность, и свобода выбирать направление деятельности, самой планировать день, искать обучающие курсы. Поэтому я уже не представляю, как бы снова вернулась на предприятие или стала работать на кого-то. Тем более, у меня трое детей и я сейчас могу посвящать им намного больше времени.

О ярмарках

На вопрос о ярмарках Ольга качает головой: «не вижу смысла участвовать».

– Во-первых, там нет моей целевой аудитории – говорит женщина. – Ко мне приходят за качественными эксклюзивными подарками. Но на ярмарках люди обычно не ищут какие-то уникальные изделия, а хотят простой недорогой сувенир. Значит, я должна потратить свое время на создание ширпотреба. А потом еще потратить половину дня, пытаясь его продать. Не вижу смысла так распоряжаться своим временем.

Елочка из мешковины в исполнении Ольги Климантович.
Елочка из мешковины в исполнении Ольги Климантович.

Во-вторых, по словам Ольги, пообщаться с коллегами на ярмарке тоже не получится. Ведь их главная задача – не обменяться опытом, а поскорее продать как можно больше своих изделий.

– Ну и на ярмарках немало негативных людей, которые обязательно предъявят претензии к твоей работе, к цене и скажут что-то вроде: ой, да я и сама так могу. Если можешь, то почему не делаешь? Для меня ярмарки – это трата времени и энергии.

Идеи подарков

В сезон зимних праздников у Ольги делают заказы на новогодние подарки. Ремесленница рассказывает об изделиях, вызывающих наибольший интерес у ее клиентов:

– На Новый год и Рождество популярностью пользуются рождественские венки из искусственных и натуральных материалов. Их можно повесить на дверь или стену. Можно сделать венок, который украсит ваш праздничный стол. Все очень индивидуально и зависит от желания заказчика.

Ольга говорит, что очень востребованы, особенно на корпоративных праздниках, новогодние кэнди-боксы. Это красиво и оригинально оформленные коробочки со сладостями, орехами и сухофруктами.

– Я всегда предпочитаю сладости от «Красного пищевика». И для букетов, и для боксов. У нас с этим предприятием давняя любовь, – смеется Ольга. – Они даже участвовали в различных международных выставках с моими композициями из их сладостей. Но, конечно, я буду использовать ту продукцию, которую любит конкретный заказчик.

В прошлом году Ольга придумала, как сделать необычный семейный подарок для своих родных, а затем и для своих клиентов:

– Я сшила скандинавского гнома и подумала, что выглядит он одиноко. Поэтому сделала таких гномов для каждого члена моей семьи. Так появилась идея Gnomes: family collection.

Ольга шьет семьи гномов, опираясь на фотографии или описание заказчика: пол, рост, цвет волос, прическа. Получаются забавные семейки гномов, в которых каждый домочадец может узнать себя.

Семейка гномов сейчас живет в одном из домов Бобруйска.
Семейка гномов сейчас живет в одном из домов Бобруйска.

– Гномов я делаю из флиса, фетра, синтепона, пряжи для валяния. Они получаются размером от 45 до 60 см. Один такой гном стоит 37 рублей, 2 гнома – по 35. Чем больше гномов, тем больше скидка. Кстати, на одного гнома уходит около 6-ти часов работы.

Клиентам Ольги полюбились елочки с ножками, изготовленные из мешковины. По словам женщины, они выглядят небанально и уютно. Особенно подходят тем, у кого дома есть беспокойные коты или маленькие дети, и поставить традиционную елку не представляется возможным.

О планах на будущее

– Есть два направления, в которых хочу в ближайшее время развиваться и они совершенно разные, но меня очень захватывают, – увлеченно рассказывает ремесленница. – Во-первых, мне очень нравятся изделия из эпоксидной смолы. Это универсальный материал, из которого можно сделать очень много красивых и необычных вещей, от кулона до бампера на телефон или оригинальной столешницы. Я уже пробовала работать с «эпоксидкой». Вот у меня с собой закладочка для книг, – показывает Ольга интересный аксессуар с морским мотивом.

Традиционная белорусская лялька-мотанка. Фото:school39mog.by.
Традиционная белорусская лялька-мотанка. Фото:school39mog.by.

Мастерицу также интересуют белорусские традиционные ремесла. По ее мнению, многие из них незаслуженно забыты и их необходимо возрождать:

– Хочу еще заняться созданием традиционных белорусских игрушек-оберегов. Это, конечно, лялька-мотанка. Мне было бы интересно учить женщин и детей создавать такие куколки для своей семьи. Я считаю, что только мама может вложить столько тепла и любви в какую-то вещь для своей семьи, для своего ребенка. Тогда это получится настоящий оберег.

Создание мотанок, по словам Ольги – это увлекательный и несложный процесс, с которым справится даже пятилетний ребенок.

Блиц-опрос:

– Где закупаете материалы?

– В Минске, в Бобруйске, в России. В основном использую интернет-магазины и доставку. Это экономит время и силы.

– Бывают скандальные клиенты?

– Бывают неграмотные. Например, спрашивают, почему нет бесплатной доставки «я же вам 20 рублей заплатил!» Ее нет, потому что я экономист, я понимаю, из чего складывается стоимость товара. И если бы была бесплатная доставка, это просто означало бы, что я ее цену уже включила в ваш заказ. И стоил бы он не 20, а 25 рублей, например.

– Предоплата или доверие?

– Доверие. Но если человек из другого города что-то заказывает, я беру полную предоплату. На моей странице в Инстаграм видно, что я не первый день работаю, у меня большой опыт, а значит, мне тоже можно доверять.

– Бывали случаи отказа от готового изделия?

– Очень редко, но такое бывало: люди делают заказ, а потом просто перестают выходить на связь, не предупредив. С такими я больше никаких дел не имею.

– Как долго не портятся съедобные букеты?

– Букет с колбасными изделиями, например, может храниться до 12 часов. Но мы так не поступаем. Если у вас торжество вечером, то букет мы собираем утром этого дня. А еще лучше – в обед. Бывает, что заказчик просит букет вечером, собираясь вручить его на следующий день. Так мы тоже не делаем и объясняем человеку, что это в его же интересах.

– Что посоветуете начинающим ремесленникам?

– Вот, к чему я пришла за эти десять лет:

  • Воспринимайте других мастеров не как конкурентов, а как коллег и даже партнеров. Это поможет вам у них учиться, а не завидовать. И даже объединяться, чтобы, например, вскладчину покупать оптовые материалы.
  • Не распыляйтесь на множество мелких заказов. Лучше хорошо сделать три крупных изделия, чем потратить время на десяток небольших.
  • Не позволяйте обесценивать свой труд, не обращайте внимание на негативные высказывания.
  • Всегда учитесь! Ваш успех в постоянном развитии.