Берлин в данном случае – не исключение. Знатным путешественникам, да и не только им, наверное, будет интересно окунуться в атмосферу немецкой столицы 25-летней давности. А потом сравнить ее с нынешней. Так что дорожные заметки из того времени (1998 год) – вам в помощь.
Гитарный футляр и фетровая шляпа
Почти 4-миллионный Берлин с удовольствием, чуть потягиваясь, как только что проснувшийся великан, подставляет свои бока яркому июньскому солнцу. Очень рады лучам этого небесного светила и десятка полтора смуглых латиноамериканцев, самозабвенно музицирующих у знаменитой церкви Поминовения. Этот своеобразный символ бессмысленного разрушения (архитектор Айерман предпочел выстроить храм с заранее обломанным куполом), кажется, вот-вот закачается от зажигательных мелодий. Чтобы многочисленные зрители не подумали, будто концерт благотворительный, исполнители заботливо выставили и любезно приоткрыли гитарный футляр для приема финансовых пожертвований. Скажу прямо, приходилось видеть и гораздо более щедрые подачки публики.
Чуть дальше четверка набриолиненных молодых людей европейской внешности усердствовала в несколько ином музыкальном жанре – рок-н-ролле. Их широкополая фетровая шляпа на асфальте, имей она язык, тоже не могла бы похвастаться избытком монет, но здесь-то делить придется только на четверых.
Стремление к нравственности
70-метровая Триумфальная колонна на улице 17 июня призвана напоминать о славных победах Пруссии в период с 1864 по 1871 годы. Глядя на этот величественный памятник, иной раз чуть ли не протыкающий собой плывущие облака, с трудом веришь в то, что богиня победы Виктория (или Золотая Эльза, как называют ее берлинцы), расправившая крылья на самом верху, весит 37 тонн и обладает ножкой 92-го размера. Тут уж, сами понимаете, никакие «Саламандеры» не решат обувную проблему.
Скульптору Драке в процессе работы над Эльзой-Викторией позировала его целомудренная дочь Маргарита в обнаженном виде. Но Вильгельм II предложил автору все же одеть Викторию. Так и потеплее будет, мыслил прусский монарх, и понравственнее.
Досконально вникнуть в сюжеты барельефных изображений основания Триумфальной колонны мне помешала весьма потрепанная парочка – он и она, дыхнувшая явно не яблочным соком. Вначале почудилось, что это наши с Минского рынка – такие же припухшие, с характерным бронзовым отливом лица, всклокоченные волосы, видавшие виды прохудившиеся свитера и брюки...
Но когда эти уставшие от жизни господа вежливо обратились ко мне сначала по-немецки, а затем по-английски и итальянски с одной и той же просьбой (вы догадались, с какой), мне пришлось искренне погрустить о том, что в нашей стране процесс приобщения к иностранным языкам лишь только приобретает необходимые очертания и динамику. Здесь вот даже бродяги могут худо-бедно объясниться на нескольких языках.
Между прочим, вполне логично предположить, что эти попрошайки докатились до столь малопривлекательного вида и болезненного состояния по причине злоупотребления напитком, реклама которого буквально не давала глазам покоя – «Wodka Gorbatshow».
Появились более достойные конкуренты
Церковь Богоматери – одно из первых сооружений города, упоминавшееся еще в 1300 году. Ее интерьер имеет уникальную фреску «Пляска смерти», глядя на которую мне захотелось в шутку крикнуть: «Остановите музыку!».
Бранденбургские ворота – символ Берлина – встретили меня... не поддающимся подсчету числом полицейских. Похоже, у стражей порядка проходил какой-то торжественный слет, после построения они фотографировались, снимались на видео... Многочисленных торговцев постсоветской атрибутикой это полицейское мероприятие не смутило. С характерной южной навязчивостью черноволосые бизнесмены, в основном турки, предлагали знамена, значки, одежду с символикой ныне не существующих государств – ГДР и СССР. Каждый желающий мог также приобрести подходящий по размеру противогаз.
С 1945 по 1989 годы Бранденбургские ворота были своеобразным памятником разлуки восточных и западных немцев. А потому жители «востока» почти полвека лицезрели переднюю часть квадриги (четырехлошадной золоченой колесницы), установленной на воротах, а жители «запада», извините, – заднюю. В минувшем веке, в 1806 году, квадрига по приказу Наполеона была отправлена в Париж и вернулась назад только через 8 лет. Больше на нее никто не посягал.
Поражает своим великолепием Берлинский собор, строившийся в качестве протестантского противовеса католическому собору святого Петра в Ватикане. Именно поэтому фасад Берлинского собора выполнен в стиле римского ренессанса. Но мировым центром протестантизма, несмотря на собор, Берлин так и не стал. Появились более достойные конкуренты.