«Умирать я не собираюсь – очень хочется посмотреть каким будет мир через год-два»
Анатолий Михайлович Булай, 84 года, пенсионер:
– Здоровье «барахлит» – это и беспокоит. Три года тому у меня онкологию обнаружили. Прошел курс лечения. Думал, не выживу. Но вот живу. Жена тоже болеет – у нее сахарный диабет и сердце больное. В последнее время заметил, что все больше в прошлом «копаюсь»: вспоминаются какие-то особые моменты жизни – хорошие и плохие, даже те, которые хотел забыть навсегда и думал, что забыл. Поэтому, наверное, больше молчу, чем говорю. Жена волнуется: «Что это ты раскис совсем, вздумал помирать? А я как буду?». И требует от меня обещания, что буду жить. Я и сам хочу, но не все в моей власти. Но от мысли, что она останется одна, кровь в жилах стынет. Жена моя – очень хорошая женщина. Нет, я не сдаюсь, планы строю. Силы, конечно, уже не те, но по весне на дачу планируем переехать, а там забот хватает: сад, огород небольшой, я мастерить люблю. В городе мне сложнее – знакомых почти не осталось. А на даче народу хоть и меньше, но с каждым о чем-нибудь поговоришь – и на душе легче, отвлекаешься от своих дум. Дела тоже дурные мысли гонят. На даче нужно баню немного отремонтировать, так я вот уже и список составил, что купить, хожу по магазинам. Умирать я не собираюсь – очень хочется посмотреть каким будет мир через год-два.
«Всю дорогу думала про то, как же сложно сейчас детям прививать нравственность…»
Наталья, 41 год, педагог, мама двоих детей:
– Кажется, в январе мне на улице возрастная пара предложила брошюру про шесть качеств, необходимых ребенку. Тема воспитания подрастающего поколения мне близка – я взяла. А дома уже перечитала. Не скажу, что что-то новое для себя узнала, но за одно определение качеств – нравственности – зацепилась. Там написано, что «нравственный человек ясно понимает, что правильно, а что нет, он не идет на поводу у сиюминутных желаний, а живет по определенным принципам». Я с этим не спорю. Другое дело – как привить эти принципы ребенку. Естественно в рекомендациях брошюры общие требования: рассказывайте детям, что такое «хорошо», а что такое «плохо», рассуждайте с ними о том, почему плохо воровать, обманывать. Обсудила это дома с мужем, на работе – с коллегами, с некоторыми даже до споров доходило – общего мнения нет! И тут живой пример, подтверждающий мое беспокойство: на остановке обратила внимание на разговор внучки с бабушкой. Девочке лет пять-шесть. Они увидела курящую женщину, а бабушка ей объясняла, что поступок этот плохой. Внучка согласилась, но уточнила, что мужчинам можно. «Нет, курить – плохо для всех!», – настаивала бабушка. Девочка не соглашалась, потому что папа курит, а ему же можно – так мама сказала. Чем закончился спор, не знаю, моя маршрутка как раз подъехала. Всю дорогу думала про то, как же сложно сейчас детям прививать нравственность, потому что для многих взрослых моральные нормы ничего не значат, а от этого у детей такая каша в голове.
«Сейчас уже февраль на исходе, а я так и не решила, буду в этом году огород свой садить или нет»
Маргарита Сергеевна, 1947 года рождения, пенсионерка:
– Я всю жизнь в торговле проработала. Когда уходила на пенсию, мне все говорили, что со скуки умру. Знаете, так ни разу еще и не заскучала. Мне эти скандалы «магазинные» так душу затравили, что я вот уже двадцать лет в себя прийти не могу. Здоровье позволяет, поэтому стараюсь развлечь себя всем, что мне по карману: на открытие выставок хожу, на все городские праздники, зимой гуляю с подругами в Печерске, летом – в Любуже, бассейн посещаю раз в неделю и фитнес. Дачи нет, но одна из подруг тянет меня на свою. Я там для себя немного помидоров и перца сажаю. До этого года семена покупала только польские – на Гребеневском рынке ими всегда торговал один из ларьков. Традиционно пошла в январе и в этом году за семенами, а их нет, и продавец сказала, что не будет. Расстроилась – как же быть? Я раньше пробовала другие семена – урожай в два раза меньше, а эти польские и к болезням устойчивые, и продаются в пакетах по 50-60 штук – это очень выгодно, а на пенсии каждую копейку считаешь. Сейчас уже февраль на исходе, а я так и не решила, буду в этом году огород свой садить или нет.