В самом начале 1980-х годов в Могилеве можно было услышать следующие рифмованные строки:
«Скрежет и треск.. Что, сломалась колонна?
Нет, это песню поет Йоко Оно.
Слышится звук наподобие стона,
Значит, запела опять Йоко Оно».
Чуть ниже мы еще вернемся к природе появления этих «виршей», а пока несколько скупых фактов из жизни юбилярши (для более молодого поколения читателей), которая сегодня практически не покидает инвалидную коляску.
В 1966 году Джон Леннон, будучи тогда участником группы «Битлз», посетил лондонскую выставку Йоко Оно, которая произвела на него очень большое впечатление. Особенно Джону понравился экспонат с лестницей, взобравшись на которую зритель должен был через лупу увидеть на потолке нечто очень для него значимое. Леннон ждал подвоха, но, поднявшись на высоту, с восторгом прочел там слова «да». Через два года они с Йоко стали жить вместе, а в 1969 году поженились в Гибралтаре.
9 октября 1975 года в 42 года Йоко Оно родила сына Шона. Произошло это в 35-й день рождения своего мужа Джона Леннона, которого в 1980 году в Нью-Йорке застрелил маньяк.
Так вот вышеприведенные стихи мы написали вместе с Васей Маком, прилично огорчившись тем, что Йоко Оно уж очень активно стала вмешиваться в творчество своего супруга, безмерно нами любимого. По большому счету не имея вокальных данных, Йоко Оно «клепала» одну за другой песни, которые, мягко выражаясь, не делали их совместные пластинки лучше. Вот мы и отозвались рифмой на ее музыкальный авангард.
Если честно, то лично мое отношение к музыкальным экспериментам Йоко так и не претерпело изменений с течением времени. Особого восторга от ее песен я не испытывал. А вот что касается всевозможных перфомансов и других визуальных творческих акций, то здесь мне хочется ей бурно и продолжительно аплодировать.
Также не могу разделить точку зрения большинства советских битломанов, которые считают Йоко Оно виновницей многих проблем – от распада «Битлз», до трагической смерти Леннона. Более того, многие, так сказать, ортодоксальные любители «Битлз» даже впадают в состояние перманентного негодования при упоминании только ее имени. Но ведь Леннон ее любил…
В одном из интервью Йоко призналась, что постоянно чувствует негативное к себе отношение многих, что она уже не одно десятилетие вроде как отбывает срок за какое-то преступление, которого не совершала.
А еще имя Йоко Оно уже давно перешло в разряд нарицательных (в том числе и в Могилеве). Это касается, правда, в основном музыкантов, в чью творческую жизнь зачастую вмешиваются жены: «Саня, а чего это твоя Йоко Оно постоянно сует нос во все дела?».
К слову, Йоко Оно дважды была в Москве со своими выставками – в 1987 и 2007 годах. Но помнят ее и в Могилеве. Даже те, кто не очень-то ей и симпатизирует.