Однажды в Могилеве. Человек, который разрушил днепровский мост

5444
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива.
Сериал «Однажды в Могилеве» дает читателям возможность совершать небольшие путешествия в прошлое нашего города и его жителей.
Старый деревянный мост в Могилеве. Картина Николая Молчанова.
Старый деревянный мост в Могилеве. Картина Николая Молчанова.

В этом году человеку, разрушившему в начале 1960-х днепровский мост (по Пушкинскому проспекту), исполнилось бы 90 лет.

Просто Василий

Конечно, в одиночку такое дело никто бы не провернул. Ну, разве что Кинг Конг. Но наш герой не имеет к нему никакого отношения. Тогда его звали просто Василий. Теперь бы уже – Василий Нестерович. Фамилия – Буга.

«До 16 лет мой отец жил на Украине, в деревне Новый майдан Хмельницкой области, где родился и вырос, – рассказывает его сын, художник Виктор Буга. – Он хорошо учился в школе, и за это его отправили в Могилев в профтехучилище, где он освоил профессии сварщика и тракториста. Прослужил в армии 8 лет сержантом. Потом он стал работать по специальности.

Маленький Витя Буга со своими родителями. Могилев, 1962 год.
Маленький Витя Буга со своими родителями. Могилев, 1962 год.

Их бригада как раз-таки и занималась только что построенным новым мостом через Днепр, на котором сейчас стоят знаменитые львы. А также старым мостом. Мы тогда, с 1958 до 1972 годы, жили на Луполово в старых бараках, улица Аллейная.

Помню, на работу зимой отец ходил пешком по льду через реку, – продолжает свое повествование Виктор Буга. – Всегда брал с собой длинный такой, метра два с половиной-три, шест. Это на случай того, если окажешься в одной из многочисленных «пелек», оставленных рыбаками. Держа в руках горизонтально расположенную палку, человек уже не опасался того, что глубоко провалится в ледяную воду.

Васили Нестерович Буга (справа) был человеком рисковым. Могилев, 1970-е годы.
Васили Нестерович Буга (справа) был человеком рисковым. Могилев, 1970-е годы.

Так вот, отцу пришлось варить поручни для уже построенного в 1959 году нового каменного моста, выполнять другие работы. Но параллельно надо ведь было разрушить и старый деревянный. Решили пустить по мосту гусеничный трактор, чтобы он сломал все имевшиеся на нем оградительные конструкции и прочее. Но управлять агрегатом никто не решался, была вероятность того, что где-нибудь посередине Днепра прогнившие балки могут не выдержать нагрузки. А трактора ведь плавать не умеют.

Виктор Буга (справа) возле своих выставочных графических листов. Могилев, 2023 год.
Виктор Буга (справа) возле своих выставочных графических листов. Могилев, 2023 год.

Но отец завел свой трактор, как-то там подложил кирпичину под педаль газа, направив машину на другой берег. Она и пошла. Это был, наверное, такой первый в Могилеве трактор-«беспилотник».

Все обошлось, постепенно работы по разрушению моста были завершены».

Чужаков там не любили

Иной раз художнику, коим является Виктор Буга, привычнее что-либо нарисовать, чем рассказать. Вот поэтому я и попросил своего собеседника изобразить все то, о чем ему рассказывал отец . Думаю, читателям тоже будет интересно взглянуть на это творчество.

Рисунок Виктора Буга.
Рисунок Виктора Буга.

Попутно Виктор еще рассказал и о суровых нравах бытовой жизни, ведь луполовская братва того давнего времени гремела ого как! Тамошние бандюганы всегда славились своей непримиримостью к молодым могилевчанам с другого берега Днепра. Чужаков там не любили.

Рисунок Виктора Буга.
Рисунок Виктора Буга.

К слову, лет 10 назад другой могилевчанин, Михаил Вербицкий (царствие ему небесное), рассказывал автору этого текста о том, что одним из самых экстравагантных способов проучить «залетных» пацанов была придуманное луполовскими «рэйнджерами» наказание – спичечным коробком измерить длину днепровского моста. Предварительно хорошо «отметелив» пойманного «лазутчика». Как выяснилось, господин Вербицкий однажды сам оказался в этой незавидной роли.

«Залить бетоном и концы в воду!»

Снова возвращаясь к моменту, непосредственно касающегося превращения старого моста в новый на рубеже 50-60 годов, хочется поведать читателю о том, что существует версия о том, что главный конструктор проекта вместе со своей командой стоял под конструкцией, когда по ней пошли первые груженые песком самосвалы. А именно так проводилось тестирование. То есть, инженеры своей головой рисковали в случае ошибки в проектировании и тому подобном. Довольно жесткий способ, но компетентный источник утверждает, что так оно и было на самом деле.

Эта компания молодых людей, отмечающая 50-летний юбилей Джона Леннона, находится под днепровским мостом. Примерно в том самом месте, где, по одной из версий, стоял
Эта компания молодых людей, отмечающая 50-летний юбилей Джона Леннона, находится под днепровским мостом. Примерно в том самом месте, где, по одной из версий, стоял конструктор моста вместе со своими коллегами в момент проверки сооружения на прочность. И там, и здесь все остались целы, здоровы и довольны. Слева направо: Усик, Мак, Кутуз, Филипп, Коля Клеш, присел – Моторов. Могилев, 1990 год.

Также он поведал о том, что некоторые элементы старого разрушаемого моста, в частности, сваи мостовых опор из мореного дуба, тут же находили своих новых хозяев – рабочие растаскивали их по своим подворьям, мало ли на что сгодится хоть и старая, но еще крепкая деревяшка.

Во время разбора одной из опор моста было обнаружено нечто похожее на ход, ведущий куда-то вглубь, под землю. Тут же возникла масса предположений, что же это такое могло быть? Конец кривотолкам положила команда партийного руководства города: дырку залить бетоном! Так и поступили.

Продолжение следует.

Днепровский мост. Могилев, лето 2022 года.
Днепровский мост. Могилев, лето 2022 года.