В этом году человеку, разрушившему в начале 1960-х днепровский мост (по Пушкинскому проспекту), исполнилось бы 90 лет.
Просто Василий
Конечно, в одиночку такое дело никто бы не провернул. Ну, разве что Кинг Конг. Но наш герой не имеет к нему никакого отношения. Тогда его звали просто Василий. Теперь бы уже – Василий Нестерович. Фамилия – Буга.
«До 16 лет мой отец жил на Украине, в деревне Новый майдан Хмельницкой области, где родился и вырос, – рассказывает его сын, художник Виктор Буга. – Он хорошо учился в школе, и за это его отправили в Могилев в профтехучилище, где он освоил профессии сварщика и тракториста. Прослужил в армии 8 лет сержантом. Потом он стал работать по специальности.
Их бригада как раз-таки и занималась только что построенным новым мостом через Днепр, на котором сейчас стоят знаменитые львы. А также старым мостом. Мы тогда, с 1958 до 1972 годы, жили на Луполово в старых бараках, улица Аллейная.
Помню, на работу зимой отец ходил пешком по льду через реку, – продолжает свое повествование Виктор Буга. – Всегда брал с собой длинный такой, метра два с половиной-три, шест. Это на случай того, если окажешься в одной из многочисленных «пелек», оставленных рыбаками. Держа в руках горизонтально расположенную палку, человек уже не опасался того, что глубоко провалится в ледяную воду.
Так вот, отцу пришлось варить поручни для уже построенного в 1959 году нового каменного моста, выполнять другие работы. Но параллельно надо ведь было разрушить и старый деревянный. Решили пустить по мосту гусеничный трактор, чтобы он сломал все имевшиеся на нем оградительные конструкции и прочее. Но управлять агрегатом никто не решался, была вероятность того, что где-нибудь посередине Днепра прогнившие балки могут не выдержать нагрузки. А трактора ведь плавать не умеют.
Но отец завел свой трактор, как-то там подложил кирпичину под педаль газа, направив машину на другой берег. Она и пошла. Это был, наверное, такой первый в Могилеве трактор-«беспилотник».
Все обошлось, постепенно работы по разрушению моста были завершены».
Чужаков там не любили
Иной раз художнику, коим является Виктор Буга, привычнее что-либо нарисовать, чем рассказать. Вот поэтому я и попросил своего собеседника изобразить все то, о чем ему рассказывал отец . Думаю, читателям тоже будет интересно взглянуть на это творчество.
Попутно Виктор еще рассказал и о суровых нравах бытовой жизни, ведь луполовская братва того давнего времени гремела ого как! Тамошние бандюганы всегда славились своей непримиримостью к молодым могилевчанам с другого берега Днепра. Чужаков там не любили.
К слову, лет 10 назад другой могилевчанин, Михаил Вербицкий (царствие ему небесное), рассказывал автору этого текста о том, что одним из самых экстравагантных способов проучить «залетных» пацанов была придуманное луполовскими «рэйнджерами» наказание – спичечным коробком измерить длину днепровского моста. Предварительно хорошо «отметелив» пойманного «лазутчика». Как выяснилось, господин Вербицкий однажды сам оказался в этой незавидной роли.
«Залить бетоном и концы в воду!»
Снова возвращаясь к моменту, непосредственно касающегося превращения старого моста в новый на рубеже 50-60 годов, хочется поведать читателю о том, что существует версия о том, что главный конструктор проекта вместе со своей командой стоял под конструкцией, когда по ней пошли первые груженые песком самосвалы. А именно так проводилось тестирование. То есть, инженеры своей головой рисковали в случае ошибки в проектировании и тому подобном. Довольно жесткий способ, но компетентный источник утверждает, что так оно и было на самом деле.
Также он поведал о том, что некоторые элементы старого разрушаемого моста, в частности, сваи мостовых опор из мореного дуба, тут же находили своих новых хозяев – рабочие растаскивали их по своим подворьям, мало ли на что сгодится хоть и старая, но еще крепкая деревяшка.
Во время разбора одной из опор моста было обнаружено нечто похожее на ход, ведущий куда-то вглубь, под землю. Тут же возникла масса предположений, что же это такое могло быть? Конец кривотолкам положила команда партийного руководства города: дырку залить бетоном! Так и поступили.
Продолжение следует.