В сумме получается пятерка
По ряду объективных причин мое нынешнее общение с хорошо знакомым многим «семидесятникам» Серегой Пароходом (который в 1970-е годы прославился не только как мастер по шитью джинсов) крутится в основном около цифры 5. То есть, мы с ним в течение года пару раз видимся «вживую» и примерно трижды созваниваемся. В сумме – пятерка.
А в этом 2023 году прошел только один месяц, а мы уже почти наполовину выбрали сам собой сформировавшийся лимит. Из-за Леши Жабыко, нашего хорошего товарища молодости, которого не стало семь лет назад.
Лешу забрала река. Забрал зимний январский Днепр. Не забуду нашу последнюю встречу, года за полтора до трагических событий. Мы долго разговаривали с ним на какую-то очень далекую по времени тему из нашего общего прошлого. Дело было в фотомагазине на Первомайской, где Леша занимался снимками. Помню, звучала «Santanа». Наши слова и мысли как-то логично вплетались в ажурную звуковую композицию группы. Мне все время хотелось попросить Лешу врубить аппарат на полную мощность – чтобы этот волшебный музыкальный мир выплеснулся из крохотной фотографической мастерской на улицы города, в котором мы жили и который многое для нас значил.
Кстати, река ведь тоже принадлежит Могилеву. Река, которая все оборвала… А музыка, особенно «Сантаны», тоже временами созвучна движению воды. Когда об этом размышляешь, очень легко представить море. Вот только путь к нему (образно выражаясь) почему-то всегда лежит через болотные топи. Нет, что бы пару шагов ступил – и у твоих ног уже плещутся теплые ласковые морские воды.
Та, уже давняя, последняя встреча с товарищем молодости отозвалась у меня стихотворными строчками, почему-то ироничного свойства:
Рыбою океанскою был, наверное,
Из моих предков кто-то…
Но я, чувствуя тягу к морю,
Все равно лезу в болото.
Леша выслушал этот полушуточный текст, улыбнулся и, словно уловив мое желание, сделал звук «Сантаны» громче.
«Мы чуть не повываливались из окон на улицу»
Так вот Серега Пароход, когда мы с ним разговаривали несколько дней назад, ну очень детализированно вспомнил про то, как они с Лешей Жабыко слушали у него дома (это по улице Лепешинского, рядом с «Родиной») только что вышедший альбом группы «Deep Purple» – «Machine Head». Выход пластинки датирован мартом 1972 года, значит, в Могилеве его можно было услышать лишь в конце 1972 – начале 1973 годов.
«Не помню уже, мы слушали диск или магнитозапись, – рассказывает Пароход. – Нас тогда собралось пятеро. Это Витя Гурин, Сашка Титов, я, Лешка Жабыко и Сергей Борисов, который постоянно отслеживал все самые новые записи. Жалко, его тоже забрал Днепр, совсем молодым. Отличный был музыкант. Хороший товарищ. Как и Лешка.
Дома у Леши тогда было весело, родители – на работе, никто на «массу» не давит. Мы, прикалываясь, тогда чуть не повываливались из окон на улицу».
Не знаю, случайно или нет, но в нескольких десятках метров от давнишней квартиры семьи Жабыко по улице Лепешинского, 16 (одно время там был ресторан «Магеллан»), прямо напротив входа в «Могилевгражданпроект», лет 15 назад была установлена скульптура «Ангел» (назову ее так). Автор – минчанин Виктор Копач.
Кстати, весьма авторитетный скульптор, удостоенный Почётного знака «За заслуги в развитии культуры и искусства». Ума не приложу, как сравнительно молодой художник умудрился изваять образ небесного посланника, во многом очень созвучный (на мой взгляд) с образом Леши. Хотя, вы же понимаете, все это вроде как чистое совпадение…
Такова суровая действительность
А теперь – фото, сделанное пять лет назад. Захваченные мною в плен две элегантные леди (Лена Борисова и Галя Бондарева) имеют самое прямое отношение отнюдь не к вашему покорному слуге, а именно к Леше Жабыко.
Лена – родная сестра Леши, Галя – ну, как бы это точнее выразиться, любимая девушка в молодости. Я – всего лишь общий знакомый. С Леной постоянно контактировал по роду творческой деятельности. Более того, она является, не побоюсь этого слова, героиней моей книжки «Дубровенка Forever» (как и ее брат). А вот о Гале я такого сказать не могу, знакомство у нас было шапочное, в молодости мы пару раз пересекались и все. Помнится, какое-то время, в самом начале 1980-х, вместе работали на лифтостроительном заводе. Галина давно живет в Германии, и ее фамилия имеет еще вторую часть – Меллер.
Не скрою, я был необыкновенно рад видеть Лену и Галю на нашей тусовке «семидесятников», где звучали стихи, песни, воспоминания, музыка в разных жанрах.... Я так сильно, пардон, вцепился в обоих (стараясь не задеть малость травмированную по пути из Германии в Могилев руку Галины) чтобы они вдруг не передумали и не сбежали. И это сраборало.
А еще на нашем вечере тогда прямо-таки сама собой прозвучала трепетная история любви Леши и Гали.
Той любви, которая в какой-то степени вдохновляла в 1970-е годы добрую половину молодежи города. Ну как же, и Галя, и Леша, такие красивые, видные, современные... Мне тоже их пара нравилась необыкновенно. Я помню многочисленные рассказы своих товарищей о их отношениях, о их поступках... Многие ими восхищались, многие им завидовали. Были и сплетни, которые, как известно, неотступно следуют за самыми высокодуховными действиями находящихся на всеобщем обозрении людей, как же без этого.
Взаимоотношения Гали и Леши так и не вылились в союз... Увы, таковой иной раз бывает суровая действительность нашего бытия (хотя у обоих потом были свои хорошие семьи). Но вот история их юношеской любви, похоже, «болтанула» многих на нашем «утреннике» ветеранов. А замечательное исполнение Игорем Беляевым известной композиции «Сантаны» «Европа» окончательно «прибило» уже меня. Ведь почти никто в зале (кроме Лены и Гали) не знал (я забыл сказать), что это была одна из самых любимых музыкальных тем Леши Жабыко, ушедшего от нас уже семь лет назад.
Продолжение следует.