«Меня бьет муж. Может, я сама во всем виновата, веду себя как-то неправильно?» Комментирует психолог

635
Подготовила Ирина Половикова. Фото на титуле Pixaby
Откуда «растут ноги» у семейной агрессии и почему нет ничего хуже, чем прикрывать поступки домашнего тирана фразой «Бьет – значит любит»? Говорим со специалистом.

«Меня бьет муж. Постоянно. Посмела возразить – пощечина. Не досолила суп – в ход идут кулаки. Мне очень стыдно в этом признаваться, потому что вне семьи он вполне нормальный, адекватный человек, окружающие считают его очень хорошим и доброжелательным. Может, действительно, я сама во всем виновата, веду себя как-то неправильно? И если кто-то узнает о том, что у нас происходит, то будет меня в первую очередь осуждать?» (Марина).

Ирина Барановская, психолог
Ирина Барановская, психолог

На вопрос читательницы отвечает психолог Ирина Барановская, заведующая психологическим отделение Могилевской областной психиатрической больницы:

– Тема насилия в семье очень глубокая, важная и в понимании большинства женщин – постыдная. Редко когда в кругу коллег или знакомых женщина может рассказывать за чашкой чая о том, как муж просто грубо обращался с ней. А уж про то, что он поднимает на нее руку, говорить вообще не принято! Даже в том случае, если следы побоев налицо, женщины предпочитают объяснять окружающим синяки тем, что «это я сама упала».

И дело здесь, к сожалению, не в том, что такой проблемы просто не существует – дело в чувстве стыда и унижении, которое испытывает жертва, в боязни сплетен и пересудов у нее за спиной, показного сочувствия, и в страхе, что ее слова дойдут до ушей супруга и он ее за это «накажет».

А со временем к синякам добавляется еще и психологически «слом»: раз со мной так обращаются, и никто этому не препятствует, значит я этого заслуживаю. Понятно, что эта позиция нелогична, ведь порой никто просто не знает о происходящем (ведь сама женщина это до последнего скрывает), да и поскольку жертва насилия является взрослым дееспособным человеком, то ни друзья, ни родственники, ни даже милиция (заявления-то о побоях нет!) не смогут решить её проблемы за неё саму. Но сама она делать что-либо боится, стесняется, стыдится, хотя в тайне думает о том, что вот хорошо бы если бы обо всём кто-либо узнал и пришел ее спасать. Получается замкнутый круг.

Единственный корректный ответ на семейное насилие – развод и разъезд, чтобы никогда не встречаться с насильником лицом к лицу, без свидетелей. И не пытайтесь оправдывать человека, постоянно унижающего вас, поднимающего на вас руку избитой фразой «бьет – значит любит». Или тем, что после очередных тумаков он приносит цветы и подарки, демонстрирует страстную любовь. Типа: будешь хорошей девочкой и будет тебе счастье. Это неправда. Даже если жертва попытается быть ну очень «хорошей девочкой», повод продолжить унижение и избиение все равно найдется.

Что делать? Если к вам применяют насилие, нужно занять активную позицию, не надеяться, что всё «пройдет само собой». Вы должны выступить на защиту собственных интересов и неприкосновенности всеми доступными методами, в том числе и тем, что не будете молчать, обнародуете происходящее вплоть до привлечения на помощь сотрудников милиции. Помните, что в ситуации насилия участвуют двое – и насильник, и жертва. И пока вы не найдете в себе силы и смелость выйти из роли жертвы, домашний тиран будет уверен, что поступает правильно.