Эта необычная во всех отношениях история может служить наглядным примером того, что иногда за многими, вроде как совершенно шуточными и наспех причесанными фольклорными строками стоит полная драматизма и даже глубокого смысла действительность. Пусть даже и отстоящая от нас на значительном расстоянии не только в пространстве, но и во времени.
Песня из далекого детства
Помню с детства, еще с «добитловских» времен, (как тогда говорили) блатную песню:
«Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Под гармошку рок лабают».
Далее следовала череда каких-то совершенно непонятных слов, которые благодаря вокальным качествам гитариста все же превращала абракадабру в ритмичную песенку. Нам, тогдашним пацанам начальной школы, это нравилось.
Моя вторая встреча с композицией про баржу произошла уже в 1972 году, в первом общежитии Могилевского машиностроительного института, когда я готовился поступать в этот вуз. В комнату зашел наглядно мне знакомый по подготовительным курсам парень со своим школьным товарищем с гитарой, которая минут через 10 после нашего импровизированного застолья зазвенела. Самодеятельный исполнитель пел ту же самую песню из моего детства про чуваков на Тихом океане. И опять в припеве звучала совершеннейшая абракадабра, суть которой я понял только через 63 года, несколько дней назад.
Сначала съели ремни и сапоги
… Это произошло на Курилах, как и сегодня,17 января, но 1960 года. Баржу, на которой находились четверо стройбатовцев, штормом оторвало от причала и угнало в открытый океан. Самое пикантное, что у солдат (даже не моряков!) по большому счету не было с собой ни еды, ни питья. Ну, разве можно таковыми считать одну буханку хлеба, пару банок тушенки и какой-то маленький бочонок с водой. Хотя бы пара удочек была. А ведь чувачкам предстояло продрейфовать на своем неуправляемом судне 49 дней! Более полутора месяцев!
Горемыки постепенно сварили и съели все свои ремни и обувь, включая кирзовые сапоги. Потом дошли до гармошки, совершенно случайно оказавшейся на борту. После этого окончательно потеряли надежду выбраться живыми из этой переделки. Готовились к самому худшему…
Спасение пришло в лице команды американского военного корабля, который подобрал четверку исхудавших и обросших «путешественников». Естественно, героев будущего музыкального шлягера, написанного чуть позже неизвестным автором на мотив популярной тогда песни Билла Хэйли «Rock Around The Clock», накормили, обогрели и спать уложили. Вся команда американского корабля относилась к «найденышам» с теплотой и уважением.
Примерно дней через десять наши солдатики более-менее пришли в себя, восстановили прежнее физическое и психическое состояние. Через какое-то время всю четверку, нарядив в новые модные костюмы, высадили в одном из городов Штатов. Несколько дней продолжалось еще и сухопутное путешествие советских военнослужащих, которых с комфортом провезли по Западному побережью США, а потом из Сан-Франциско отправили домой.
В аэропорту Внуково «туристов» встречали митингом, под лозунгом «Они приумножили славу нашей Родины!».
До исторического полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года к младшему сержанту Асхату Зиганшину и его товарищам было приковано всеобщее внимание тогдашних газет, радио и телевидения. К слову, именно в Америке советские военнослужащие впервые увидели телевизор, на экране которого показывали их спасение.
Праздник, который всегда с тобой
Так вот, все эти сведения я выудил из недавно просмотренной телевизионной передачи, где старший по званию Зиганшин рассказывал о приключениях 63-летней давности в Тихом океане и США. Более того, не самая часто встречающаяся фамилия «руководителя группы» и натолкнула меня на мысль о том, что в той давней песне «Как на Тихом океане…» истоки абракадабры кроются именно в ней, в фамилии.
Не Бог весть, какое открытие, но тем не менее. Думаю, во многих случаях представители моей генерации, слушая этот популярный в СССР шлягер, не знали значения многих произносимых исполнителями строк, особенно касающихся еще и какого-то сапога. Да и сами певцы были зачастую совсем «не в теме». Все-таки информационный голод в то время проявлял себя по-особому:
«Зиганшин-буги, Зиганшин-рок,
Зиганшин съел второй сапог!».
Концовка песни в интерпретации гитариста, игравшего в общежитии ММИ, выглядела следующим образом:
«Вот прошли уж две недели,
Сапоги давно все съели.
Добралися до гармошки,
Не оставили ни крошки.
Москва, Могилев, Лос-Анжелос
Объединились в один колхоз».
Скажу больше, неведомый мне могилевский музыкант свою небольшую рок-программу в общежитии в 1972 году завершил, опять же, русскоязычным исполнением уже битловской (в свободном переводе) композиции «Can't buy me love»:
«В Ливерпульском старом клубе
В длинных пиджаках
Стоят четыре битлоса
С гитарами в руках…
И все знают и все любят
В Англии битлов…».
Я, уже порядком поднаторевший к тому времени в рок-н-ролле, встретил такой творческий энтузиазм гитариста-вокалиста без особого восторга. Но от аплодисментов не удержался. А вспомнил я сегодня Ливерпуль еще и потому, что вчера, 16 января, отмечался Всемирный день «Битлз». Так что всех причастных – с прошедшим праздником! Лучше позже, чем никогда.