Смотришь на Миссисипи, а видишь Днепр. Новая версия старого блюза от экс-земляка

1393
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора и Ростислава Пилиховского.
Наш бывший земляк Александр Растопчин (в прошлом – музыкант легендарных «Песняров», ныне живущий в США) аккурат к нынешним рождественско-новогодним праздникам записал свою кавер-версию знаменитой композиции «St. James Infirmary Blues».
Ростислав Пилиховский и Александр Растопчин (справа) с книгой о могилевских «семидесятниках» «Пятьсот тридцать шесть», 2019 год.
Ростислав Пилиховский и Александр Растопчин (справа) с книгой о могилевских «семидесятниках» «Пятьсот тридцать шесть», 2019 год.

Основным источником вдохновения, приведшего к появлению замечательного клипа, послужило недавнее посещение им Нового Орлеана, этой общепризнанной мекки джаза, блюза.

Еще в школьные годы, живя в Могилеве, Александр увлекался не только гитарой но и киносъемкой. Так что гармоничное сочетание этих творческих жанров со времен далеких 1960-70-х годов явилось своеобразным залогом успеха совсем недавно выложенного в интернет ролика. Как говорится, побывал, восхитился, записал.

Просматривая клип и глядя на реку в Новом Орлеане, я неожиданно увидел наш Днепр. Ну, да, Днепр в районе Могилева. Даже несмотря на то, что всяких там водяных колес на судах и прочих небоскребов на берегах у нас нет. Да и в полноводности американская речушка превосходит нашу.

«Ну, что ты такое лепишь, – поправит меня иной читатель. – Какой там Днепр, в Новом Орлеане протекает совсем другая река, Миссисипи. Хотя, по большому счету, все реки ведь похожи».

Могилев, Днепр, компьютер, книга: почти Новый Орлеан, Миссисипи, блюз.
Могилев, Днепр, компьютер, книга: почти Новый Орлеан, Миссисипи, блюз.

«Совершенно верно, – тут же безропотно соглашусь, – они похожи. Невероятно похожи. Иной раз один к одному. Как и люди. Пусть даже с другим цветом кожи, разговаривающие на других языках, живущие на других континентах, малость по- иному одетые. Но они очень похожи. Хотя все разные...»

Когда я написал Растопчину в комментариях к клипу о том, что, глядя на водные пейзажи Нового Орлеана, вижу вроде как Могилев и Днепр, он очень кратко и выразительно ответил: «Yes!».

К слову, Александру Растопчину посвящен фрагмент в моей книжке «Пятьсот тридцать шесть», выпущенная под хорошо вам известным девизом «Не забывайте своих старых друзей!». Вот отрывок из нее, где своими воспоминаниями делится бывший участник ВИА «Романтики» Виктор Поздняков:

«Мой друг Боб (могилевский звукорежиссёр Бобров Валерий Павлович) на посиделках за чашкой чая довольно часто вспоминает, что во времена нашей юности музыкальной во дворе дома Валеры по улице Пионерской я показывал гитарные аккорды мальчику Саше Растопчину. Я этого факта в своей биографии не помню… Но мне приятно осознавать, что, возможно, и мои три аккорда, показанных Саше, вошли в копилку профессиональной ипостаси великолепного Музыканта Александра Растопчина».

Могилев, Днепр, 1970-е годы.
Могилев, Днепр, 1970-е годы.

Александр Растопчин – гитарист, композитор, аранжировщик, инженер. Родился 09.01.1957 в Алма-Ате, Казахстан. Жил в Могилеве, учился в сш №3, окончив которую в 1974 году поступил в Минский радиотехнический институт на специальность «Дизайн и технология радиоэлектронной аппаратуры». После окончания вуза в 1979 году вошел в состав минской группы «Университет», одновременно работая инженером-дизайнером на Минском заводе электронных вычислительных машин. С 1982 по 1984 год выступал в составе рок-группы «Сузорье», в 1984-85 - в ансамбле «Тоніка». В 1985 году был приглашен в состав ансамбля «Песняры», в котором работал до отъезда в США в 1993 году. Живет в Нью-Йорке, где дает частные уроки как гитарист, выступает в блюзовых клубах, изготавливает различные приспособления для обработки звука и музыкальную аппаратуру. В США записывался и выступал с такими коллективами и исполнителями, как «Average White Band», Фрэнки Пэрис, «Mark The Harper», «Moose and The Bulletproof Blues Band», Дюран Дэниэл, «Flaming», Эми Коулмэн, Рокси Пэри, Джойс Пери, Дэвид Грос, Джон Макалузо, Глен Бранка, Лора Берман, Порция Гёрл, Роберт Чарльз.

Могилев, Днепр, 1970-е годы.
Могилев, Днепр, 1970-е годы.

Браво, Александр Растопчин! Вот бы еще музыкант принял участие в нашей коллективной картине, над которой трудятся могилевские «семидесятники».