Однажды в Могилеве. Последний танец короля могилевской театральной сцены

3336
Евгений БУЛОВА. Фото Василя Титова и из архива автора
Материалы цикла «Однажды в Могилеве» дают читателям возможность совершать своеобразные экскурсы по нашему городу прошлых лет, а также знакомят с его тогдашними героями.
Танцы в общежитии №1 (комната 536) ММИ, 1975 год . До саундтрека к «Лихорадке субботнего вечера» еще 2 года.
Танцы в общежитии №1 (комната 536) ММИ, 1975 год . До саундтрека к «Лихорадке субботнего вечера» еще 2 года.

Танцевать в Могилеве любили всегда. Особенно в праздники. В том числе и в рождественско-новогодние.

Каким-то особым танцевальным стилем наш город в этом отношении не отличился. Во всяком случае, не приходилось слышать ни про «менжинковский» шейк, ни про «луполовский» джайв, но любителей подразмять конечности в парке Горького, ГДК или в тресте всегда хватало. Не мне вам об этом рассказывать.

Да и некоторые из могилевских «семидесятников» засели в сознании как профессиональные представители танцевальной сферы: Клара Златина, Галя Бондарева, Чапа… Кстати, о последнем в городе нет никаких сведений практически с самого начала 1980-х годов.

Фрагмент танцевального фильма могилевских хиппи, 1979 год. Саундтрек к «Лихорадке субботнего вечера» уже второй год как на вершине хит-парадов.

К чему это, думаете вы, я завел разговор про танцы? Дело в том, что не так давно исполнилось ровно 45 лет со дня выхода, наверное, самого танцевального фильма всех времен и народов – «Лихорадка субботнего вечера» («Saturday Night Fever») с Джоном Траволтой в главной роли.

Конверт пластинки «Лихорадка субботнего вечера» («Saturday Night Fever»).
Конверт пластинки «Лихорадка субботнего вечера» («Saturday Night Fever»).

Как и большинство подобных лент, «Лихорадку»у в брежневские времена у нас почти никто не видел, зато саундтрек к фильму моментом «снес башню» всем любителям стиля диско. В том числе и в Могилеве. Ну, а как же остаться в стороне, ведь альбом «Saturday Night Fever» , записанный и спродюсированный участниками группы «Bee Gees», стал 15 раз платиновым, долго возглавлял «Billboard», выиграл «Грэмми» в 1978 году в номинации «альбом года». Это был один из самых продаваемых саундтреков в истории музыки.

Александ Пьянзин (с поднятой рукой) в роли Джона Траволты. Могилев, 2014 год.
Александ Пьянзин (с поднятой рукой) в роли Джона Траволты. Могилев, 2014 год.

Интересная деталь: живое исполнение одной из композиций «Лихорадки» в Могилеве состоялось не скоро – только 28 июня 2014 года, в День города. Группа Сергея Коноплева замахнулась на композицию «You Should Be Dancing», которую блистательно исполнила в Комсомольском скверике. Публика от восторга буквально стояла на ушах. А все дело в том, что главным танцором, если хотите, могилевским Джоном Траволтой, в тот момент выступал замечательный актер нашего драмтеатра Александр Пьянзин.

К тому времени Пьянзин уже снялся в детективном сериале «Темная сторона Луны» известного российского режиссера Александра Котта и находился в прекрасном расположении духа. Единственное, что омрачало актеру существование – это необходимость расстаться со ставшим уже родным могилевским театром, в котором Александр верой и правдой отслужил почти 30 лет. Он очень переживал по этому поводу.

А еще Александр Пьянзин страстно хотел сыграть Ворону (справа на рисунке) в спектакле по, пардон, моей пьесе  «Черная волшебница»... Могилев, 2014 год.
А еще Александр Пьянзин страстно хотел сыграть Ворону (справа на рисунке) в спектакле по, пардон, моей пьесе «Черная волшебница»... Могилев, 2014 год.

Наверное, даже свое участие в таком фартовом киносериале Пьянзин, не задумываясь, обменял бы на возможность остаться в нашем театре. Но жизнь не подбросила ему подобной сделки. В том же 2014 году Пьянзин вынужден будет покинуть Могилев. Он переедет в Челябинск, где родился в 1956 году, в Челябинский театр драмы. Через 4 года, в 2018, его не станет.

Так вот неожиданно зазвучавшая в День города прямо в скверике Могилева песня «You Should Be Dancing» в исполнении группы Сергея Коноплева прямо-таки «подорвала» актера. По совершенно случайному стечению обстоятельств я в тот момент находился рядом с Сашей. Мы неспешно шли с ним по заполненному празднично одетой публикой тротуару и по-стариковски спокойно обсуждали нечто совершенно обыденное. И вдруг – пульсирующие ритмы легендарной диско-композиции.

Александ Пьянзин (с поднятой рукой) в роли Джона Траволты. Могилев, 2014 год.
Александ Пьянзин (с поднятой рукой) в роли Джона Траволты. Могилев, 2014 год.

Я не успел и глазом моргнуть, как Пьянзин смахнул с плеч свою джинсовую куртку, ловко подхватил под мышку пакет с пластинкой (для особо любознательных –мелодиевский винил «Вкус меда» группы «Битлз») и, приглашая меня следовать его примеру, метнулся в неожиданно освободившийся центр импровизированной танцплощадки.

Пока я неуклюже пытался изобразить из себя тоже заинтересовавшегося ритмами танцора-любителя, передо мной уже стоял самый настоящий Джон Траволта с ярко горящими глазами. Но стоял-то он недолго, через мгновение пакет с пластинкой, куртка, а следом и тут же стянутый батник актера полетели в ближайшие кусты, и он начал свой прощальный танец.

Ну, вы понимаете, про прощальный-то я «дотумкал» только немного погодя, где-то через месяца полтора, после того, как Саша, то и дело проглатывая подкатывающий к горлу ком, сообщал мне, что через полчаса он уезжает из Могилева.

А в тот момент, в День города, в скверике я видел невесть откуда взявшегося необыкновенно экзальтированного, даже в чем-то отчаявшегося танцора, готового выскочить, извиняюсь, из собственной кожи. При этом каждое его движение, импровизация вызывали необъяснимое чувство симпатии к нему.

Я видел в нем черты совершенно обескураженного Стэнли из «Трамвая «Желание» по Тенесси Уильямсу, притворно обезумевшего Липорелло из пушкинских «Маленьких трагедий», окончательно запутавшегося и потому глупо смешного Бернарда из «Пижамы для шестерых»… В исполнении Александра Пьянзина это был даже не танец души, а танец жизни, что ли.

Пьянзин  – Коноплеву: «Спасибо, Серега, за музыку!». Могилев, 2014 год.
Пьянзин – Коноплеву: «Спасибо, Серега, за музыку!». Могилев, 2014 год.

Казалось, еще немного и этот танцевальный король могилевской театральной сцены, не прерывая хореографию, подойдет еще и к микрофону для того, чтобы… А ведь так оно и произошло. Нет, жаловаться на судьбу он не стал. Да и петь не взялся. Саша всего лишь поблагодарил могилевчан за то, что они были внимательны к нему, что всегда с нескрываемым интересом относились к его ролям. Трепетная душа этого актера (я точно знаю) была богата на эмоции, которые тогда, во время последнего в Могилеве танца, так и просились быть озвученными. Но он моментально вытеснил из себя всех сыгранных персонажей, даже самого себя, оставив только Джона Траволту…

Кстати, на протяжении довольно длительного времени актер Александр Пьянзин более чем успешно выступал в роли Деда Мороза, наведываясь в зимние праздники к детишкам. Скажу больше, он очень преуспел в этом, казалось бы, нехитром искусстве перевоплощения. Его даже узнавали на улице. Просили с ним сфотографироваться. Сегодня такое, увы, уже невозможно. Сегодня мы можем только вспомнить о нем…

Не забывайте своих старых друзей!

Продолжение следует.