Однажды в Могилеве. Волосы, которые мы потеряли

2169
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Материалы цикла «Однажды в Могилеве» дают читателям возможность совершать своеобразные экскурсы в прошлое нашего города, а также знакомят с его тогдашними героями.
Микрорайон «Мир-2»: парикмахерскими нас не испугаешь! (Средний в верхнем ряду — Валик Сектант, один из самых длинноволосых молодых людей в  Могилеве времен СССР), 1970-е
Микрорайон «Мир-2»: парикмахерскими нас не испугаешь! (Средний в верхнем ряду — Валик Сектант, один из самых длинноволосых молодых людей в Могилеве времен СССР), 1970-е годы.

Пока зимние холода еще не заставили нас напялить всевозможные шапки, попытаемся еще раз более внимательно рассмотреть, извините, волосы. В годы брежневской эпохи этот атрибут внешнего вида в мужской среде имел прямо-таки сакраментально-эпическое значение, к нему можно возвращаться бесконечно.

«Волосы»: от Америки и до России

Кроме того, одна юбилейная дата так и подталкивает меня к этой теме — оказывается, на нынешнюю осень приходится 55-летие со дня выхода одного очень популярного в свое время музыкального спектакля. О нем многие слышали, но во времена нашей молодости практически никто не видел.

Ранее недоступная нам трансляция мюзикла «Во́лосы»: Лос-Анджелес— Могилев. Звук и видимость превосходны!
Ранее недоступная нам трансляция мюзикла «Во́лосы»: Лос-Анджелес— Могилев. Звук и видимость превосходны!

Это я о психоделическом пацифистском мюзикле «Во́лосы» (англ. — «Hair»), который является вехой хиппи-движения 1960-х годов. Его премьера состоялась в Нью-Йорке 17 октября 1967 года. В апреле 1968-го спектакль переместился на одну из сцен Бродвея, где выдержал 1873 (!) представления. В том же году он был поставлен в Лос-Анджелесе и Лондоне.

В 1979 году Милош Форман снял замечательную кинематографическую версию «Волос».

В ноябре 1999 года в Московском театре эстрады был показан мюзикл, поставленный американцами совместно с Московским театром музыки и драмы Стаса Намина. Затем постановка была адаптирована и в январе 2000 года состоялась премьера российской версии в Театре юного зрителя.

И мюзикл, и фильм заканчиваются трагически. В первом случае призванный на войну главный герой Клод погибает во Вьетнаме. Во втором — убивают Бергера, его товарища, который под видом Клода отправляется во Вьетнам.

Мюзикл  «Во́лосы»: у каждого своя интерпретация.
Мюзикл «Во́лосы»: у каждого своя интерпретация.

«Или стрижешься, или снимаем с соревнований!»

Про волосы в Советском Союзе написано-переписано столько, что моя попытка внести что-то новое в эту тему выглядит наивной. И все-таки я попытаюсь немного вспомнить о тех могилевчанах, кто в доперестроечные времена тоже стал своеобразным заложником этого культорологического явления. Слово «заложник» употреблено неспроста, ведь многие молодые люди в те годы отращивали «хаер» (волосы) исключительно из практической пользы, стараясь, к примеру, понравится девушкам, а не преследуя какие-то иные и уж тем более— гуманные цели.

Паша, Пит, Сектант, Плейшнер. Могилев, 1970-е годы.
Паша, Пит, Сектант, Плейшнер. Могилев, 1970-е годы.

Так вот в ситуации с девушками это действительно работало. Я знаю в Могилеве немало пар, в которых дама просто тупо «залипала» на роскошную прическу кавалера, а потом, когда приходило время молодому человеку по каким-то причинам расставаться с патлами, их поначалу якобы страстные чувства улетучивались.

Но были и такие продвинутые чувачки, кто был действительно предан идеалам некоего длинноволосого братства, где волосы символизировали искреннее стремление к высокодуховным чувствам, которые в повседневности зачастую напрочь затаптываются.

Один мой старый товарищ, увлекающийся спортивными единоборствами, в молодости, участвуя в солидном турнире, был поставлен перед выбором : или стрижешься, или снимаем с соревнований!

Не каждый парень стал бы сопротивляться, а он от своего не отступил. Правда, по поводу «снимаем с соревнований» его явно «брали на пушку». Одним словом, в парикмахерскую он не пошел и соревнования выиграл.

Сектант и Игорь. Могилев, 1980-е годы.
Сектант и Игорь. Могилев, 1980-е годы.

А сколько было еще более круто пострадавших! Хотя к моральным страданиям (даже после отхваченного ножницами на улице клока волос) во все времена у нас относились с легкой улыбкой на устах…

Подсолнечное масло и луковый отвар

Правда, совсем без улыбки, согласитесь, обо всем этом говорить не получается. Вспоминаю еще одного джентльмена (он учился в педагогическом институте, теперь это МГУ Кулешова), который в какой-то момент почувствовал, что растительность на голове начала постепенно покидать эту самую голову. Ну, многим мужчинам свойственно лысеть еще далеко не в самом зрелом возрасте.

Мюзикл  «Во́лосы»: у каждого своя интерпретация и свои интересы.
Мюзикл «Во́лосы»: у каждого своя интерпретация и свои интересы.

Сегодня, учитывая модные тенденции, с такой проблемой мирятся довольно быстро и без особых страданий, а в 1970-х годах в одночасье превратиться из Кена Хенсли (музыкант группы «Uriah Heep») в персека Хрущева — трагедия как минимум семейного масштаба.

Мой знакомец усердно подналег на всевозможные народные средства, якобы препятствующие выпадению волос. Парень постоянно носил с собой всякие там луковые настойки и березовые отвары, которые в свободное от всевозможных дел время втирал в голову. Поговаривали, что в дело шло даже подсолнечное масло и кефир. Увы, ничего не помогло. (А, может, ему и в самом деле в подсолнечное масло, как поговаривали, кто-то солярку добавлял?).

«Мы со Шмидта!». Могилев, начало 1980-х годов.
«Мы со Шмидта!». Могилев, начало 1980-х годов.

Странно, но народная молва в советские времена как-то вяло отреагировала на длинноволосых. Самый популярный афоризм и тот в литературном отношении был не самого высокого качества: «Длинные волосы — короткий ум».

Плейшнер: «Да, были времена». Могилев , 2018 г.
Плейшнер: «Да, были времена». Могилев , 2018 г.

А вот карикатуристы популярных в те годы изданий — журналов «Вожык» и «Крокодил» — потрудились славно и плодотворно. На гонорары, которые они получили за свои рисунки, можно было поставить не один мюзикл. Пусть не «Волосы», а какие-нибудь «Ножницы». Вот только кому бы от этого было легче…

Продолжение следует.

Peace And Love.
Peace And Love.