Супруги рассказали корреспонденту myfin.by, почему в ближайшее время не планируют возвращаться в Бобруйск и во сколько им обходится жизнь за городом.
Сруб без отделки, но с огромным участком
Дом в деревне Юля и Максим купили в 2016 году. К тому времени у пары, которая жила в городском общежитии, родилась старшая дочь Лиза. И семья решила, что свои фрукты-ягоды будут как нельзя кстати. Но до первого урожая с собственного подворья было еще очень далеко.
– За дом мы отдали по тем временам 500 долларов, – вспоминает Максим. – Ну как за дом? По сути, там был сруб под крышей, предстояло много работы. Участок хоть и большой, но неухоженный. Чтобы привести его в порядок, мне понадобилось лет пять, не меньше.
После покупки вкладываться в ремонт дома у супругов не было возможности. Максим в то время был учащимся медколледжа, у него диагностировали онкологию. Молодой папа решил на время оставить учебу и ушел в декретный отпуск. А Юлия получила диплом медсестры и вскоре вышла на работу.
В 2018 году в семье родился сын Мирослав. Семья, в тот момент снимавшая крохотную однокомнатную квартиру, вынуждена была опять перебраться в общежитие, где было попросторнее. Экономия на аренде жилья плюс небольшие семейные сбережения позволили начать благоустройство дома в Барчицах.
– Четыре года назад мы заказали 3 новых окна ПВХ, за которые отдали 570 рублей (примерно 270 долларов), еще три окна б/у купили у знакомого, по 30 рублей за каждое (всего отдали примерно 40 долларов). Тогда же частично поменяли полы – доска и лаги обошлись в 500 рублей (около 240 долларов).
Самым серьезным капиталовложением стала реставрация фундамента – пришлось арендовать технику и поднимать сруб, делать заливку. Максим говорит, что суммарно за все семья выложила около 2 000 рублей (по курсу 2019 года – примерно $950).
К 2020 году в доме уже можно было относительно комфортно переночевать, но жить без отопления и воды за городом семья, в которой к тому времени родился третий ребенок – дочь Аня, не рискнула.
Не было бы счастья, да пандемия COVID-19 помогла
С младшей дочкой в декретный отпуск отправилась Юлия. А Максим, у которого специалисты к тому времени диагностировали устойчивую ремиссию, получил диплом фельдшера и устроился на работу по специальности в Бобруйске.
– Во время самого разгара эпидемии COVID-19 я работал на «скорой», тогда фельдшерам скорой помощи ввели внушительные надбавки. Моя самая большая зарплата, помню, была около 4500 рублей. Это были солидные деньги, они позволили нам привести дом в порядок.
В целом, по словам Максима, на отопление, водопровод и канализацию пришлось потратить не менее 10 000 рублей (около 4000 долларов). Деньги ушли на бурение собственной скважины, прокладку инженерных сетей, установку котла на твердом топливе.
– Еще 1500 рублей (600 долларов) отдали за натяжные потолки, 1000 рублей (400 долларов) – на ламинат, примерно в 1500 рублей (600 долларов) обошлось утепление бревенчатых стен гипсокартоном. Ну и краски, штукатурка, кисти и прочая мелочь – это еще рублей 500 (200 долларов), – подсчитывает расходы за 2020 год глава семьи.
Юлия добавляет, что позже они поставили добротный забор вокруг участка за 1800 рублей (720 долларов), отдельно заказали ворота за 400 рублей (160 долларов), в 200 рублей (80 долларов) встали доски для пролетов забора.
– А, ну еще ванну купили за 300 рублей (120 долларов), унитаз – за 200 рублей (180 долларов). Плиту, посудомоечную машину даже не считаю – это текущие расходы, – говорит многодетная мама.
Сейчас семья откладывает деньги на газификацию дома. Котел и трубы, по словам Максима, обойдутся примерно в 1000 рублей (250 долларов), работы по подводке газа – в 3400 рублей (1360 долларов).
Дом или квартира? Простая семейная арифметика
Когда в семье появился третий ребенок, супруги всерьез задумались о том, как и где жить дальше. Подали документы на оформление льготного кредита по Указу №240 и вскоре получили ключи от трехкомнатной квартиры общей площадью 79 «квадратов». Там сейчас Максим в свободное от работы время своими силами делает ремонт. Но в тот момент, когда о квартире еще не было и речи, супруги сели и прикинули, какой вариант жилья они могут себе позволить.
– В общежитии уже стало тесновато, тратить деньги на съемную квартиру я не видел смысла. Решили все свободные средства вкладывать в дом. Ну, сейчас уже могу сказать, что мы не прогадали.
Суммарно, говорит глава семьи, на покупку дома, ремонт и благоустройство ушло примерно 8500 долларов, еще 1600 долларов предстоит выложить за газификацию. Таким образом, благоустроенное жилье общей площадью чуть больше чем в 50 «квадратов» обойдется семье примерно в 10 тысяч долларов.
– Знакомый недавно взял «двушку» в Бобруйске, отдал за 40 квадратных метров 12 тысяч долларов. Это очень дешево, но ему в ремонт еще столько же нужно будет вложить, – говорит Максим.
Что касается расходов, то, по словам многодетного папы, в городе семье год назад на жизнь едва хватало 2000 рублей в месяц. Сейчас, когда надбавки за COVID-19 сняты, суммарный доход супругов составляет всего 1600 рублей и семье даже удается что-то откладывать.
«В деревне покупаем 10% от того, что раньше брали в городе»
Основная статья экономии – покупки. В агрогородке, говорят супруги, деньги особо тратить не на что. Здесь нет привычных для горожан развлечений, а расходы на еду минимизированы за счет подсобного хозяйства.
В Барчицах действует бесплатная доставка от нескольких торговых сетей, поэтому все необходимое, включая памперсы, стиральный порошок и таблетки для посудомоечной машины, семья оптом заказывает в интернете. Мелкие покупки Максим делает в городе после работы, а Юля – в местном сельском магазине.
– Иногда всей семьей можем съездить в Кировск или в Могилев просто погулять. Обычно договариваемся с друзьями и едем на машине. О своем автомобиле пока еще только задумываемся, – говорит хозяйка дома. – А если надо дочь из школы забрать или на другой конец деревни съездить, то для этого есть скутер и велосипед.
Супруги считают, что в деревне, несмотря на то, что работа по хозяйству есть всегда, жить намного проще. Например, недавно Юля была в Кировске у стоматолога, где без всякой очереди и предварительной записи поставила пломбу совершенно бесплатно.
– У меня еще спросили, какую ставить, обычную или коммерческую. В Бобруйске такой вопрос никогда не задавали, там бесплатно вылечить зубы, наверное, можно по записи на год вперед.
Со школой и детским садом для старших детей у семьи тоже проблем не возникло. Единственное неудобство – слишком большое расстояние до образовательных учреждений, которое приходится преодолевать пешком либо на велосипеде.
Но и этот вопрос решился: пока мы беседуем с супругами, в гости заходит директор местной школы и передает ответ на коллективное обращение родителей. Сельсовет решил пойти им навстречу – детей с улицы Центральной, от которой до школы и садика около 1,5 км, теперь будет возить автобус.
На что уходят деньги в деревне?
Примерно 30% из семейного бюджета ежемесячно тратится на коммунальные платежи и кредит за квартиру. Больше всего «съедает» электричество – порядка 100–130 рублей.
– Это не только свет в доме, но и лампы в подсобных помещениях, сарае с животными – зимой курам, например, без них никак. Плюс посудомойка, стиральная машина, три телевизора, циркуляционный насос в котле. Если заканчивается газ, несколько дней можем готовить на электроплите, вот и выходит приличная сумма, – говорит Максим.
Еще одна статья расходов – транспорт. Билеты на автобус до города и обратно обходятся в 8,4 рубля. В месяц у Максима, который продолжает работать фельдшером на «скорой» в Бобруйске, на такие поездки уходит не менее 60 рублей. Поэтому глава семьи ради экономии старается брать дежурства посуточно, чтобы лишний раз не тратиться на поездки.
– А вообще мы здесь сами себе хозяева. Можем включить отопление в любое время, если в доме вдруг стало прохладно. Или летом всей семьей ночуем в палатке, которую ставим во дворе. Но самое главное – это тишина и спокойствие, размеренный уклад жизни, о котором в городе можно только мечтать. Так что возвращаться обратно, несмотря на просторную квартиру, мы пока не планируем.