…Однако вернемся в консерваторскую общагу 60-х годов. После ухода из общежития Олега Кагана, с которым мы делили комнату на 1-м курсе, я в течение следующего года жил с другим скрипачом, тоже моим одноклассником по ЦМШ Сережей Ельцовым. Однако, после того как у него появилась студенческая подруга, как сейчас говорят, гражданская жена, в конце концов, переехавшая в нашу комнату, я остался бездомным и искал себе соседа. Каким образом Гена Гордеев уговорил меня перейти к нему, я до сих пор не понимаю – он был полной моей противоположностью.
Как выяснилось, Гена пригласил меня к себе из корыстных соображений – я сразу попал к нему в концертмейстерское рабство. Каждое утро он меня, ни свет, ни заря поднимал с постели со словами: «Вовка! Хватит спать! Будем петь!», и ставил на пианино какие-нибудь ноты. Мое состояние и настроение не имели значения.
… Между тем, обстоятельства так складывались, что мне пришлось еще трижды менять своих соседей по комнате. Но причина была уже другая – мы с Людмилой стали неофициальной семьей, и для того чтобы не нарушать правила проживания в студенческом общежитии, нам приходилось подбирать такую же пару.
Через какое-то время ко мне, как к опытному семьянину, некоторые мои товарищи стали обращаться за советом – жениться или не жениться. Желая, чтобы нашего полку прибывало, я всем советовал быть порядочными мужчинами и обязательно жениться, даже без оформления в ЗАГСе.
В числе тех, кого я также пытался наставить на путь истинный и создать студенческую семью с подругой моей Людмилы Алей Клементьевой, был фаготист Гена Орешкин. Однако эта попытка оказалась безуспешной.
Насколько я помню, Гену мало интересовала музыка, он практически не занимался на своем фаготе и все свободное время проводил в каких-то неведомых мне компаниях. При этом, он уже с первого курса исполнял обязанности секретаря комсомольского комитета. На идеологические темы я с ним не разговаривал, но думаю, что он уже тогда делал ставку не на музыкальную профессию, а на свои комсомольские связи.
Опережая события, о которых речь будет ниже, скажу, что более чем через три десятка лет после моего знакомства с Геной, находясь «в местах лишения свободы», я случайно увидел по телевидению репортаж о побеге трех арестантов из знаменитой «Бутырки». Какого же было мое изумление, когда диктор 1-го канала сказала: «После этого побега был уволен начальник тюрьмы полковник Геннадий Иванович Орешкин. Он успешно поддерживал порядок в этом учреждении, находя общий язык и с сотрудниками, и с осужденными, которые с сожалением восприняли весть о его уходе. Как нам удалось узнать, Геннадий Иванович в свое время окончил Московскую консерваторию по классу фагота, после чего работал в различных структурах МВД».
Без сомнения, речь шла о моем консерваторском друге! Через несколько лет, разыскав Гену в Москве, я из первых уст услышал рассказ о его удивительной судьбе.
Оказалось, этот мой сосед по общаге действительно после окончания консерватории учился на каких-то курсах МВД, и работал затем в службе исполнения наказаний. Об исключительных человеческих качествах этого человека можно судить по его биографии, достойной сюжета какого-нибудь кинофильма.
29 июня 1969 года мы с Людмилой, наконец, оформили наши отношения, и даже съездили в свадебное путешествие в Сочи, проживая «дикарями» в частном доме. В связи с отсутствием средств, ни о каких свадебных мероприятиях мы даже и не думали. И, если бы проживавший в Москве дядя моей супруги Анатолий Макарович и его жена Екатерина Ивановна, не пригласили нас на ужин по этому случаю, как таковой свадьбы могло бы и не быть.
Свидетелями в ЗАГСе была другая семейная пара из общежития - композитор Георгий Дмитриев и вокалистка Валя Загребельная. Еще присутствовали мой младший брат Саша, гостивший в то лето у бабушки с дедушкой, наша консерваторская подруга Альбина Цаплина и сокурсница Людмилы, с которой мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения, ныне народная артистка Таджикистана Оят Сабзалиева. Между прочим, если бы Оят в последний момент не успела купить в каком-то ларьке два обручальных кольца по 37 копеек, нам бы не с чем было проводить традиционный ритуал в ЗАГСе.
***
…Расскажу и еще об одном своем увлечении. Как-то я стал заглядывать в комнату одного из своих приятелей пианисту Валере Сигалевичу, у которого тогда собирались любители преферанса. Во мне вдруг проснулся азартный игрок.
Впрочем, сейчас я могу с уверенностью сказать, что во всех делах, которыми мне пришлось заниматься в жизни, это качество неизменно присутствовало, будь то решение гармонических задач, настольный теннис или организация концертов. А в тот момент азартная волна захлестнула меня с какой-то удивительной силой. Причем выяснилось, что я не просто любитель провести время за старинной игрой русского офицерства, а игрок, нередко переступающий черту допустимого риска. И эта особенность характера впоследствии не раз становилось причиной серьезных для меня неприятностей.
Между прочим, недавно, через полвека после описываемых событий, на мой телефон поступил звонок с незнакомого номера и неизвестный голос спросил: «Браил, это ты? Это Валера Сигалевич. Ты меня помнишь?». Я был крайне удивлен – о судьбе своего консерваторского приятеля я ничего не знал все эти годы. Конечно, я его хорошо помнил, Валера был одной из самых колоритных фигур в нашей общаге. Меня поразило то, что он запомнил меня, причем не в связи с нашим карточным увлечением. Как выяснилось, на Валеру произвели неизгладимое впечатление какие-то мои рассуждения и мимоходом брошенные фразы, которые он мне начал цитировать по телефону. Я их не помнил. Но мне было приятно узнать, что в своей студенческой юности я был интересен талантливым, интеллигентным музыкантам. Порывшись в интернете, я выяснил, что Валера стал известным пианистом, записавшим много классической музыки, и в данный момент проживает во Франции. Оказалось, что в Московскую консерваторию он поступил после Ленинградской ЦМШ, где был знаком с моим двоюродным братом Мишей, с которым после его эмиграции в США продолжал поддерживать дружеские отношения. Так вот, именно Миша рассказал Валере о моей судьбе после окончания консерватории и дал ему мои координаты.
*********
В этом месте, уважаемые читатели, мы делаем перерыв. Публикации мемуаров Владимира Браиловского будут продолжены чуть позже, а сейчас, дабы упорядочить в сознании читателя порой хаотичные, наполненные эмоциями фрагменты воспоминаний композитора, предложим лишенный лирики биографический перечень основных событий его жизни. Почти как при приеме на работу…
Итак, Владимир Вениаминович Браиловский.
Родился 4 января 1947 года в Москве. Советский, российский, киргизский, белорусский композитор и музыкальный педагог. В период 1995-2003 годов – художественный руководитель фестиваля "Золотой шлягер" и директор Могилёвской областной филармонии. Член Союза композиторов СССР (с 1975г.) и Белорусского союза композиторов (с 1980 г.).
В 1961 году поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Занимался в классе валторны у профессора Арсения Александровича Янкелевича и в кружке композиции Игоря Васильевича Якушенко.
В 1964 году поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского как валторнист, факультативно занимался композицией в классе профессора Евгения Кирилловича Голубева.
В 1967 году перешел на композиторский факультет, который окончил в 1971 году. В 1967 году стал лауреатом конкурса, организованного ЦК ВЛКСМ, за песню «Комсомольский марш» на стихи Михаила Садовского, которая прозвучала в эфире Всесоюзного радио. На творческое становление композитора в годы учебы повлияла его дружба с будущими знаменитыми скрипачами Владимиром Спиваковым и Олегом Каганом.
После окончания консерватории поехал по распределению во Фрунзе (ныне Бишкек), куда ранее была направлена его супруга – выпускница вокального факультета Московской консерватории Браиловская (Жаданова) Людмила Евгеньевна.
С 1975 года – заведующий кафедрой теории и истории музыки Кыргызского государственного института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Среди его учеников – народный артист Киргизии, ректор национальной консерватории Муртабек Бегалиев, министр культуры Киргизии Даниял Назарматов, проректор консерватории, профессор Екатерина Лузанова.
С 1975 В.Браиловский – член Союза композиторов СССР и по совместительству ответственный секретарь Союза композиторов Киргизии. В 1975 году стал лауреатом республиканского конкурса, посвященного 30-летию Победы за вокально-симфоническую поэму «Двадцать восемь».
В 1980 году переезжает с семьей в Могилев и становится членом Белорусского Союза композиторов.
С 1980 по 1984 годы – преподаватель Могилевского музыкального училища.
С 1984 по 1987 – заведующий музыкальной частью Могилевского драматического театра, где им написана музыка к 25 спектаклям.
С 1987 по 1989 – заместитель председателя областного отделения Союза музыкальных деятелей Белорусской ССР.
В 1990 году инициировал создание Могилевской областной филармонии, где в течение 14 лет исполнял обязанности директора – художественного руководителя. В 1995 году стал инициатором проведения и художественным руководителем международного музыкального фестиваля "Золотой шлягер».
В 2005 году приговорён к 9 годам заключения по обвинению в хищении денег и имущества филармонии.
В период 2010-2018 годов художественный руководитель Могилевского творческого объединения «Арт-центр». В настоящее время пишет композиции, проводит авторские концерты в Могилеве и Минске.