«Выяснилось, что я игрок, нередко переступающий черту допустимого риска…» Владимир Браиловский о музыке и не только. Ч. 26

1667
Единственный в Могилеве член Союза композиторов СССР и Белорусского союза композиторов, выпускник Московской консерватории Владимир Браиловский в год своего 75-летия продолжает вспоминать о прожитых годах.
Владимир и Людмила Браиловские, 1970-е годы.
Владимир и Людмила Браиловские, 1970-е годы.

…Однако вернемся в консерваторскую общагу 60-х годов. После ухода из общежития Олега Кагана, с которым мы делили комнату на 1-м курсе, я в течение следующего года жил с другим скрипачом, тоже моим одноклассником по ЦМШ Сережей Ельцовым. Однако, после того как у него появилась студенческая подруга, как сейчас говорят, гражданская жена, в конце концов, переехавшая в нашу комнату, я остался бездомным и искал себе соседа. Каким образом Гена Гордеев уговорил меня перейти к нему, я до сих пор не понимаю – он был полной моей противоположностью.

Как выяснилось, Гена пригласил меня к себе из корыстных соображений – я сразу попал к нему в концертмейстерское рабство. Каждое утро он меня, ни свет, ни заря поднимал с постели со словами: «Вовка! Хватит спать! Будем петь!», и ставил на пианино какие-нибудь ноты. Мое состояние и настроение не имели значения.

Про клавиши Володя Браиловский момнил во все годы своей учебы.
Про клавиши Володя Браиловский момнил во все годы своей учебы.

… Между тем, обстоятельства так складывались, что мне пришлось еще трижды менять своих соседей по комнате. Но причина была уже другая – мы с Людмилой стали неофициальной семьей, и для того чтобы не нарушать правила проживания в студенческом общежитии, нам приходилось подбирать такую же пару.

Через какое-то время ко мне, как к опытному семьянину, некоторые мои товарищи стали обращаться за советом – жениться или не жениться. Желая, чтобы нашего полку прибывало, я всем советовал быть порядочными мужчинами и обязательно жениться, даже без оформления в ЗАГСе.

В числе тех, кого я также пытался наставить на путь истинный и создать студенческую семью с подругой моей Людмилы Алей Клементьевой, был фаготист Гена Орешкин. Однако эта попытка оказалась безуспешной.

Насколько я помню, Гену мало интересовала музыка, он практически не занимался на своем фаготе и все свободное время проводил в каких-то неведомых мне компаниях. При этом, он уже с первого курса исполнял обязанности секретаря комсомольского комитета. На идеологические темы я с ним не разговаривал, но думаю, что он уже тогда делал ставку не на музыкальную профессию, а на свои комсомольские связи.

Опережая события, о которых речь будет ниже, скажу, что более чем через три десятка лет после моего знакомства с Геной, находясь «в местах лишения свободы», я случайно увидел по телевидению репортаж о побеге трех арестантов из знаменитой «Бутырки». Какого же было мое изумление, когда диктор 1-го канала сказала: «После этого побега был уволен начальник тюрьмы полковник Геннадий Иванович Орешкин. Он успешно поддерживал порядок в этом учреждении, находя общий язык и с сотрудниками, и с осужденными, которые с сожалением восприняли весть о его уходе. Как нам удалось узнать, Геннадий Иванович в свое время окончил Московскую консерваторию по классу фагота, после чего работал в различных структурах МВД».

Без сомнения, речь шла о моем консерваторском друге! Через несколько лет, разыскав Гену в Москве, я из первых уст услышал рассказ о его удивительной судьбе.

Оказалось, этот мой сосед по общаге действительно после окончания консерватории учился на каких-то курсах МВД, и работал затем в службе исполнения наказаний. Об исключительных человеческих качествах этого человека можно судить по его биографии, достойной сюжета какого-нибудь кинофильма.

Людмила и Владимир Браиловские. 29 июня 1969 года.
Людмила и Владимир Браиловские. 29 июня 1969 года.

29 июня 1969 года мы с Людмилой, наконец, оформили наши отношения, и даже съездили в свадебное путешествие в Сочи, проживая «дикарями» в частном доме. В связи с отсутствием средств, ни о каких свадебных мероприятиях мы даже и не думали. И, если бы проживавший в Москве дядя моей супруги Анатолий Макарович и его жена Екатерина Ивановна, не пригласили нас на ужин по этому случаю, как таковой свадьбы могло бы и не быть.

Свидетелями в ЗАГСе была другая семейная пара из общежития - композитор Георгий Дмитриев и вокалистка Валя Загребельная. Еще присутствовали мой младший брат Саша, гостивший в то лето у бабушки с дедушкой, наша консерваторская подруга Альбина Цаплина и сокурсница Людмилы, с которой мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения, ныне народная артистка Таджикистана Оят Сабзалиева. Между прочим, если бы Оят в последний момент не успела купить в каком-то ларьке два обручальных кольца по 37 копеек, нам бы не с чем было проводить традиционный ритуал в ЗАГСе.

***

…Расскажу и еще об одном своем увлечении. Как-то я стал заглядывать в комнату одного из своих приятелей пианисту Валере Сигалевичу, у которого тогда собирались любители преферанса. Во мне вдруг проснулся азартный игрок.

Впрочем, сейчас я могу с уверенностью сказать, что во всех делах, которыми мне пришлось заниматься в жизни, это качество неизменно присутствовало, будь то решение гармонических задач, настольный теннис или организация концертов. А в тот момент азартная волна захлестнула меня с какой-то удивительной силой. Причем выяснилось, что я не просто любитель провести время за старинной игрой русского офицерства, а игрок, нередко переступающий черту допустимого риска. И эта особенность характера впоследствии не раз становилось причиной серьезных для меня неприятностей.

Владимир Браиловский за любым столом был всегда заметной фигурой.
Владимир Браиловский за любым столом был всегда заметной фигурой.

Между прочим, недавно, через полвека после описываемых событий, на мой телефон поступил звонок с незнакомого номера и неизвестный голос спросил: «Браил, это ты? Это Валера Сигалевич. Ты меня помнишь?». Я был крайне удивлен – о судьбе своего консерваторского приятеля я ничего не знал все эти годы. Конечно, я его хорошо помнил, Валера был одной из самых колоритных фигур в нашей общаге. Меня поразило то, что он запомнил меня, причем не в связи с нашим карточным увлечением. Как выяснилось, на Валеру произвели неизгладимое впечатление какие-то мои рассуждения и мимоходом брошенные фразы, которые он мне начал цитировать по телефону. Я их не помнил. Но мне было приятно узнать, что в своей студенческой юности я был интересен талантливым, интеллигентным музыкантам. Порывшись в интернете, я выяснил, что Валера стал известным пианистом, записавшим много классической музыки, и в данный момент проживает во Франции. Оказалось, что в Московскую консерваторию он поступил после Ленинградской ЦМШ, где был знаком с моим двоюродным братом Мишей, с которым после его эмиграции в США продолжал поддерживать дружеские отношения. Так вот, именно Миша рассказал Валере о моей судьбе после окончания консерватории и дал ему мои координаты.

*********

В этом месте, уважаемые читатели, мы делаем перерыв. Публикации мемуаров Владимира Браиловского будут продолжены чуть позже, а сейчас, дабы упорядочить в сознании читателя порой хаотичные, наполненные эмоциями фрагменты воспоминаний композитора, предложим лишенный лирики биографический перечень основных событий его жизни. Почти как при приеме на работу…

Итак, Владимир Вениаминович Браиловский.

Родился 4 января 1947 года в Москве. Советский, российский, киргизский, белорусский композитор и музыкальный педагог. В период 1995-2003 годов – художественный руководитель фестиваля "Золотой шлягер" и директор Могилёвской областной филармонии. Член Союза композиторов СССР (с 1975г.) и Белорусского союза композиторов (с 1980 г.).

В 1961 году поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Занимался в классе валторны у профессора Арсения Александровича Янкелевича и в кружке композиции Игоря Васильевича Якушенко.

В 1964 году поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского как валторнист, факультативно занимался композицией в классе профессора Евгения Кирилловича Голубева.

В 1967 году перешел на композиторский факультет, который окончил в 1971 году. В 1967 году стал лауреатом конкурса, организованного ЦК ВЛКСМ, за песню «Комсомольский марш» на стихи Михаила Садовского, которая прозвучала в эфире Всесоюзного радио. На творческое становление композитора в годы учебы повлияла его дружба с будущими знаменитыми скрипачами Владимиром Спиваковым и Олегом Каганом.

После окончания консерватории поехал по распределению во Фрунзе (ныне Бишкек), куда ранее была направлена его супруга – выпускница вокального факультета Московской консерватории Браиловская (Жаданова) Людмила Евгеньевна.

За спиной у композитора горы Кыргызстана. 1970-е годы.
За спиной у композитора горы Кыргызстана. 1970-е годы.

С 1975 года – заведующий кафедрой теории и истории музыки Кыргызского государственного института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Среди его учеников – народный артист Киргизии, ректор национальной консерватории Муртабек Бегалиев, министр культуры Киргизии Даниял Назарматов, проректор консерватории, профессор Екатерина Лузанова.

С 1975 В.Браиловский – член Союза композиторов СССР и по совместительству ответственный секретарь Союза композиторов Киргизии. В 1975 году стал лауреатом республиканского конкурса, посвященного 30-летию Победы за вокально-симфоническую поэму «Двадцать восемь».

В 1980 году переезжает с семьей в Могилев и становится членом Белорусского Союза композиторов.

С 1980 по 1984 годы – преподаватель Могилевского музыкального училища.

С 1984 по 1987 – заведующий музыкальной частью Могилевского драматического театра, где им написана музыка к 25 спектаклям.

С 1987 по 1989 – заместитель председателя областного отделения Союза музыкальных деятелей Белорусской ССР.

В 1990 году инициировал создание Могилевской областной филармонии, где в течение 14 лет исполнял обязанности директора – художественного руководителя. В 1995 году стал инициатором проведения и художественным руководителем международного музыкального фестиваля "Золотой шлягер».

В 2005 году приговорён к 9 годам заключения по обвинению в хищении денег и имущества филармонии.

Владимир Браиловский с коллегами и гостями фестиваля "Золотой шлягер». Могилев, начало 2000-х годов.
Владимир Браиловский с коллегами и гостями фестиваля "Золотой шлягер». Могилев, начало 2000-х годов.

В период 2010-2018 годов художественный руководитель Могилевского творческого объединения «Арт-центр». В настоящее время пишет композиции, проводит авторские концерты в Могилеве и Минске.