Кто такой визуальный мерчендайзер?
Это специалист, который оформляет торговое пространство, занимается выкладкой товаров, продумывает декор витрин... В общем, делает все, чтобы привлечь внимание покупателя и подтолкнуть его на совершение покупки. Это важный работник для магазина: он продвигает товар, повышает продажи и ускоряет товарооборот.
В этом деле Таисия уже преуспела, она – неоднократный призер и победитель конкурсов профмастерства мерчендайзеров, в том числе национального чемпионата «WorldSkills Belarus-2018». Последнее достижение Таисии Саранчуковой – в сентябре этого года она завоевала «золото» Евразийского чемпионата «Молодые профессионалы Russia-2022».
«Магазины будут всегда»
Перед встречей с журналистом Таисия уточнила: «А ничего, если я буду говорить и одновременно работать?» И за неполный час нашей беседы успевала не только отвечать на мои вопросы, но и, ловко орудуя ножницами, сооружать из кусочков картона и скотча конструкцию, в которой скоро можно было узнать огромную объемную цифру «пять». «Скоро будем праздновать 55-летие нашего колледжа, вот, декорации готовлю» – пояснила девушка.
По окончании девятого класса 3-й могилевской гимназии Таисия поступила в технологический колледж. Профессию, говорит, выбрала осознанно.
– Мне «ужасно» интересно было все, что связано с торговлей, – объясняет она, – можно было параллельно получить специальность продавца, а это своего рода «страховка» на будущее. Ведь как бы жизнь ни повернулась, а магазины будут всегда, и люди всегда будут что-то продавать и покупать.
Но и ее тяга к творчеству незамеченной не осталась: директор колледжа Валентина Михайловна Страхолет «подключила» Таисию сначала к оформительству, а потом предложила ей попробовать силы и в конкурсах учащихся. Опять же, с подачи преподавателей Таисия начала осваивать и визуальный мерчендайзинг.
Желтый плащ не подвел
Сегодня, уже сама мастер производственного обучения, Таисия отвечает за практику студентов. Заодно присматривает тех, кому можно передать свой наработанный уже в визуальном мерчендайзинге опыт.
– Есть ребята талантливые, но многие не любят большого движа и всего нового, – сетует девушка. – Да и дополнительно обучаться чему-то тоже не сильно хотят. Сейчас ищу тех, кто бы «загорелся» этим, как я когда-то. Ведь тут нужен и творческий взгляд, и руками много уметь делать.
– На конкурсе профмастерства в Минске в прошлом году (на котором она завоевала «золото» – прим. авт.), например, мне пришлось манекену голову делать, – смеется Таисия. – Каждый конкурсант получал своего рода «черный ящик», в котором лежали какие-то непонятные предметы, из них ты должен быть сделать понятную композицию для оформления витрины. Скажем, моток вязальных ниток, ковш, кусок металлического уголка... Или, как у меня – манекен без головы! И из всего этого нужно визуализировать, например, «Активную молодую девушку в осеннем городе».
Голову своему манекену Таисии пришлось вырезать из фанеры электролобзиком, а в качестве одежды пригодился желтый плащ.
– Еще в студенческие годы у нас было соревнование между колледжем и университетом продовольствия, и я тогда для создания образа принесла свой собственный желтый плащ, который мне очень нравился, – рассказывает Таисия. – На этот раз плащ был уже не мой, а фабрики «Калинка», но тоже желтый. А чтобы сделать акцент еще и на названии фабрики (это потребитель должен был запомнить), в слогане, в восклицательном знаке нарисовала красную точку, а в ушко девушке-манекену «вдела» красную сережку. Плащ опять не подвел – принес победу!
Мерчендайзер – он и в жизни такой
– А в обычной жизни навыки визуального мерчендайзера дают о себе знать? – спрашиваю Таисию.
– Еще как! Прихожу, например, в магазин за продуктами. Иду вдоль прилавков и невольно отмечаю: колбасу не накрыли – заветрится, и маркировки нет! Или покупаю картошку и думаю – какая она грязная! И тут же в голове всплывает: по ГОСТУ (я именно так и думаю, по ГОСТУ!), грязи на картофеле должно быть не больше 15 процентов. И оформление витрин тоже замечаю и сразу же ловлю себя на мысли: вот тут и вон там сделала бы другие акценты…
– Какие витрины вы бы отметили, как визуал-мерчендайзер, у нас в Могилеве?
– Кофейня «Сова» мне очень нравится, я чувствую в ней что-то подростковое. Может, потому, что в нашем районе во времена моего детства был заброшенный дом, и мы очень любили в нем лазить. Вот и в этой кофейне сбитая частично штукатурка, голый кирпич, много растений, приглушенный свет... очень уютно. Еще кофейня «Мир-23» мне нравится. Она сделана в простых, лаконичных формах, но там на стене – диаграмма вкусов, оригинально. Еще люблю кафе «Ван Гог». Там много картин, я же художник, пусть и без специального образования, мне это очень близко. А еще я всю жизнь учила французский язык, и мне нравятся такие французские мотивы.
– А дома свои декоративно-прикладные таланты применить удается?
– Ремонт комнаты сама себе сделала. Нашла обои нежно-персикового цвета и с золотинкой, будто восход солнца. А поскольку на стенах хотела свои картины развесить, то сделала на обоях яркие брызги черной, красной и белой краской, такой вот акцент.
Раньше шила вручную сумочки из кожи. Весной мне швейную машинку подарили, теперь, как только свободное время появляется, что-нибудь на ней творю. Маме сумку сшила, сарафан к лету, себе платья… Мне все это очень нравится!
А еще, добавим, Таисия пишет картины, играет на гитаре, катается на коньках, любит шахматы, в школе профессионально занималась конным спортом. Такая вот разносторонняя девушка!