Вспомнить все. Луполовский Орфей и Эвридика со Струшни

1740
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Ровно 260 лет назад, 5 октября 1762 года, состоялась премьера легендарной оперы Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика».
«Орфей и Эвридика». Ирина Понаровская, Альберт Асадулин, 1975 год.
«Орфей и Эвридика». Ирина Понаровская, Альберт Асадулин, 1975 год.

Правда, большинству наших современников это произведение известно, думаю, как первая советская рок-опера, написанная композитором Александром Журбиным, драматургом Юрием Димитриным и поставленная ансамблем «Поющие гитары». Премьера состоялась в Ленинграде 25 июля 1975 года.

Так уж вышло, что опера имеет вполне осязаемые точки соприкосновения с нашим городом.

Атмосфера рок-оперы «Орфей и Эвридика» всегда была созвучна атмосфере нашего города. Могилев, 1975 год.
Атмосфера рок-оперы «Орфей и Эвридика» всегда была созвучна атмосфере нашего города. Могилев, 1975 год.

Для начала перенесемся в Ленинград 1975 года, где автор этих строк вместе со своими однокашниками по могилевской «машинке» в тот период проходил производственную практику. Специальность «Подъемно-транспортные машины и оборудование» требовала «живого» общения со всевозможными кранами, в том числе и с портальными, а в Ленинградском морском торговом порту этого добра было валом. Вот институтская кафедра «ПТМ» и заключила договор о таком сотрудничестве.

Так что, отработав смену слесарями по ремонту кранов модификации «Кировец» (советское производство) и «Клайд» (США), четверокурсники ММИ (Могилевский машиностроительный институт) иногда бесцельно шлялись по различным культурно-развлекательным заведениям второго по всем показателям города Советского Союза. Естественно, даже совсем непрезентабельная (без каких-либо фотографий) афиша, указывающая на зонг-оперу «Орфей и Эвридика» не могла остаться нами незамеченной.

Леонид Астапенко (в темной куртке) первым увидел афишу зонг-оперы. И по объективным причинам так и не попал на спектакль. 1975 год.
Леонид Астапенко (в темной куртке) первым увидел афишу зонг-оперы. И по объективным причинам так и не попал на спектакль. 1975 год.

Помню, первым афишу увидел Леня Астапенко, когда мы дружной компашкой из пяти человек шествовали по Невскому проспекту. Ого! Зонг-опера! Мы уже тогда прекрасно понимали, что после хрущевской оттепели гайки во многих сферах жизни были прилично подзатянуты, и слово «рок» могло существовать только в устном народном творчестве. Поэтому организаторы для надписи на афише воспользовались более нейтральным термином – «зонг», что по-немецки значит «песня».

Конечно же, мы сразу решили, что не сходить на это представление – себя не уважать. Купили билеты и в установленное время были в установленном месте. Понятно, что брали самые дешевые места, аж на самом последнем ряду самого высокого балкона, что не могло сказаться на качестве увиденного. Вернее, почти ничего не увиденного, а только услышанного.

Музыкальная часть понравилась. Заглавные партии исполняли тогда еще только раскручивающиеся Ирина Понаровская и Альберт Асадулин. Жаль, но мы тогда практически так и не смогли увидеть полновесную картинку действа.

После просмотра зонг-оперы мы с Васей Маком решили написать свой, могилевский, вариант. Ленинградский морской торговый порт. 1975 год.
После просмотра зонг-оперы мы с Васей Маком решили написать свой, могилевский, вариант. Ленинградский морской торговый порт. 1975 год.

А потому, вернувшись домой в Могилев вместе с моим старым другом Маком, нарисовали нечто подобное на комикс, который так и назвали «Луполовский Орфей и Эвридика со Струшни». Сюжет в некоторой степени перекликался с классическим, но главные герои были наделены качествами, во многом срисованными с хорошо знакомых нам людей. Более того, Орфей представлял из себя нашего однокашника, который, находясь в Ленинграде, никуда не ходил, дабы сэкономить лишнюю копейку и на выходные съездить к своей любимой в Могилев (почти на Струшню).

Наш рукотворный комикс, как сейчас сказали бы, набрал огромное число просмотров и лайков. То есть, общая тетрадь, в которой он был нарисован, прошлась по рукам массы знакомых и незнакомых людей. К сожалению, фолиант не дожил даже до «перестройки», канув где-то в первой половине 1980-х.

«Орфей и Эвридика». Ирина Понаровская, Альберт Асадулин, 1975 год.
«Орфей и Эвридика». Ирина Понаровская, Альберт Асадулин, 1975 год.

И уже в новой истории судьба вновь свела меня с «Орфеем и Эвридикой». На один из фестивалей «Золотой шлягер» в самом начале 2000-х в Могилев был приглашен создатель рок-оперы композитор Александр Журбин. До этого он уже приличное время, с 1990-го года, жил с семьей в Нью-Йорке.

Конечно же, многочисленную армию журналистов со всех концов бывшего Союза, которые тогда освещали фестиваль, персона только что вернувшегося из эмиграции композитора интересовала неимоверно. В фойе гостиницы «Могилев», где проходила пресс-конференция Журбина, набилось столько корреспондентов газет, радио и телевидения, что яблоку негде было упасть. А тут еще прошел слух, что автор «Орфея и Эвридики» прихватил с собой книгу воспоминаний «Как это делалось в Америке», где описал все свои заокеанские нюансы бытия.

Наиболее разворотливые, извините, журналюги, попытались заполучить книгу еще до начала пресс-конференции, но композитор, поняв, что, если он подарит единственный экземпляр даже самому настойчивому просителю, то тем самым обидит остальных. Поэтому Журбин, как я потом узнал, извинился и сказал: «Книга, к сожалению, одна. Я не ожидал такого повышенного интереса к ней, а потому оставлю ее у себя. Тогда никому не будет обидно».

Скрипя сердцем, журналисты вынуждены были согласиться.

Книга Александра Журбина, которая всполошила всех журналистов, освещавших фестиваль «Золотой шлягер».
Книга Александра Журбина, которая всполошила всех журналистов, освещавших фестиваль «Золотой шлягер».

Ну, а я по какой-то причине не успевал к началу беседы и, запыхавшийся, влетел в фойе минут через 15 после ее начала. Гляжу, Александр Борисович в ярком свете телевизионной подсветки уже что-то азартно повествует, активно жестикулируя руками. Из зала слышатся уточняющие вопросы, реплики, на которые он тоже вынужден молниеносно реагировать. Короче, разговор идет активный и полноценный.

Подойдя сбоку к столу, где на кресле восседает разгоряченный маэстро, вижу книжку. Не имея пока возможности вставить свои «пять копеек» в разговор, осторожно беру книженцию в руки и начинаю ее с умным видом листать. Ну, чтобы не выглядеть истуканом. Вот, думаю, здорово, наконец-то композитор взялся за мемуары, давно пора.

Тут Журбину снова подбрасывают какой-то вопросик, он с энтузиазмом погружается в обозначенную тему… И в этот момент я, совершенно не имея никакого злого умысла, абсолютно не ведая, что предшествовало началу пресс-конференции, подсовываю ему книжку и прямо-таки вкладываю в ладонь шариковую ручку: ну, типа, подпишите преданному поклоннику. Он продолжает отвечать на вопрос корреспондента, одновременно переводя этакий рассеянный взгляд на меня. Я, по-своему наивно расценивая вопросительный оттенок в его глазах, поясняю: «Пишите просто – дорогому Евгению…». Журбин, продолжая что-то говорить, механически подписывает мне книгу.

Автограф Александра Журбина. На долгую память дорогому Евгению...
Автограф Александра Журбина. На долгую память дорогому Евгению...

Я говорю «спасибо», беру книгу под мышку и в этот момент слышу, как добрый десяток челюстей представителей СМИ, извините за натурализм, буквально падает на пол. Я, крайне удивленный таким развитием сюжета, смущенно отхожу в сторону.

Не буду слишком вдаваться в подробности того, что последовало после окончания пресс-конференции. Тем не менее, страсти как-то утихли, наверное, мое искреннее недоумение по поводу всего произошедшего возымело какое-то действие на коллег, которые поняли, что после слов «Дорогому Евгению…» поезд в этой забавной истории уже было не вернуть.… Как и того Орфея, роль которого в некоторой степени мне невольно пришлось сыграть. Даже не имея вокальных данных.

Добро пожаловать в гостиницу «Могилев»! Даже если вы не имеете никакого отношения к музыке и жирналистской профессии. Могилев, 1975 год.
Добро пожаловать в гостиницу «Могилев»! Даже если вы не имеете никакого отношения к музыке и жирналистской профессии. Могилев, 1975 год.

К слову, Ирина Понаровская, а позже и Альберт Асадулин приезжали к нам в Могилев, выступали… Я общался с ними после концертов. Но в разговоре не вспоминал о их участии в этой знаковой опере. Не хотелось вдруг нечаянно разрушить то сохранившееся впечатление давних лет.