Родился Олег Иванович на Дальнем Востоке в Уссурийске. Вместе с семьей прожил 2 года в Китае, затем были Чита и опять Уссурийск. «Мой отец был военным. Частые переезды для нашей семьи – это норма, – делится воспоминаниями собеседник. – После долгих мытарств остановились в белорусском Несвиже. Там я окончил школу, пробовал поступать в институт – с первого раза не получилось. Работал физруком в школе. Впервые почувствовал, что значит быть педагогом. Спустя год все-таки поступил в Белорусский институт физической культуры, который закончил с отличием. Отслужил в армии. На полигоне испытывал новый по тем временам танк Т-72. Был старшиной роты».
Олег Иванович Ульянов мог повторить жизненный путь своего отца, остаться в армии, стать офицером. Но все же тянула совершенно иная стезя – педагогическая. По распределению он попал в могилевскую «машинку» (теперь БРУ – авт.), некоторое время проработал в Технологическом институте и, наконец, стал преподавателем пединститута, в котором работает и поныне. А это уже без малого 46 лет!
«Придя на работу в пединститут, я попал на кафедру физического воспитания, – продолжает воспоминания Олег Ульянов. – Замечательный был коллектив, три поколения педагогов. Костяк кафедры составляли фронтовики. Мы ровнялись на них, брали пример. Многому учились у старшего поколения. Хочется немного сказать и о студентах нашего факультета. Они сильно отличались от остальных. Уже отслужили в армии, по-другому воспринимали дисциплину, имели за плечами жизненный опыт. С ними было в чем-то проще, а в чем-то и сложнее. Многие из них командовали отделениями, взводами. А это очень важный опыт! Представьте, у молодого человека, которому едва исполнилось 19 лет, появилась власть над людьми. Именно властью лучше всего проверяется человек».
Работа школьным учителем – это огромная ответственность
– Мне в жизни везло на наставников. Был такой случай. Я – молодой учитель, зеленый еще совсем. И вот мне дают классное руководство в 7 «А» классе, самом, нужно сказать, сложном. Что делать с этой оравой? С чего начинать? Спасибо, помогли старшие товарищи. Один из них посоветовал начинать с мелочей. Вот смотри, говорит, тебе нужно будет посетить семьи учащихся, чтобы посмотреть, в какой обстановке они живут. В одну из семей ни в коем случае не приходи в субботу. Они – правоверные евреи. Ты придешь, тебя посадят за стол, будут кормить. Всего этого делать евреям нельзя. Ты поставишь их в неловкое положение, а себя в глупое.
По мнению Олега Ульянова, педагоги должны хорошо знать тех, кого учат, знать, во что верит человек. «Поэтому для меня и Священное писание, и Талмуд, и Коран – настольные книги. Не зная традиций, обычаев тех, с кем общаешься, можно невзначай обидеть человека. Педагогу это не позволено!»
Я очень люблю свою профессию!
Так в моей жизни случилось, что и хобби, и работа для меня неразделимы. Я счастливый человек, потому что люблю свою работу, а это дорогого стоит.
Что сказать будущим педагогам?
Ребята, хорошенько изучайте свою профессию. Мне часто приходилось видеть несчастных людей, которые не поняли, не захотели понять, что же такое педагогика. Такие люди приходят работать, знаний у них не хватает – и начинаются конфликты с учениками. Всему виной – пробелы в образовании. Любой конфликт в классе – это недоработка учителя. Больно смотреть на педагога, который не любит детей, приходит на урок, как на каторгу. Вот это по-настоящему страшно! Представьте, терпеть такой ад всю жизнь.
Педагогика – сложнейшая профессия, потому что мы слишком много должны знать
Хотя слово «слишком», возможно, и не совсем верное. Важно подчеркнуть: нужно знать не просто свой предмет. Ведь мы не урокодатели. Мы работаем с людьми, поэтому не обойтись без психологии, анатомии, физиологии. Особенно если приходится работать с детьми. Мы все – разные, для педагога важно понимать это. К юношам должен быть один подход, к девушкам – иной.
Всегда привожу такой пример. Если на мероприятие придет тысяча мужчин в одинаковых костюмах, никто этого не заметит, а вот если две женщины придут в одинаковых платьях – «пиши пропало». Пример, может быть, и банальный, но жизненный. К тому же, нужно понимать, что педагогика все время меняется, поэтому и нам нужно учиться всю жизнь. И не надо стесняться, если чего-то не знаешь. Приди и спроси у детей. Ребятишки бывают очень интересные и очень умные.
– Олег Иванович, что такое счастье?
– Это когда ты утром с хорошим настроением идешь на работу, а вечером с хорошим настроением возвращаешься в семью.