Приглядитесь к одиноким людям,
Кто они, откуда пришли?
(«Битлз» – «Элеонор Ригби»).
История любви Дины Тетеруковой была во многом связана со словом. Со словом, которое она однажды дала своему возлюбленному – быть если не с ним, то больше ни с кем. Со словом, с которого она так никогда и не начала свой печальный рассказ о любви.
С момента нашего знакомства (а произошло это лет двадцать назад) я много раз пытался разговорить Дину на любовную тему. Все-таки активная импозантная дама так всю жизнь и прожила одинокой. Как такое, думаю, может быть? Вернее, подобных примеров в жизни хватает, но Дина в моем сознании никак не вязалась с ними. Тем более что большую часть своей жизни она проработала в культуре, была, что называется, на виду.
Однажды она все-таки произнесла обнадеживающую фразу: «Ну, хорошо, я готова рассказать тебе историю своей любви, хотя никогда этого не делала, давай созвонимся на следующей неделе».
Мы по какой-то причине не созвонились, у каждого ведь ворох всяких проблем, забот. А потом тема как-то опять слетела с повестки дня…
И все-таки я не терял надежду, которая окрепла в 2016 году, когда мы с Диной, извините, «зафрендились» в «Фейсбуке». Вот теперь, думаю, я смогу если не «вживую», то хотя бы виртуально ее разговорить. Но перед самым Новым 2017 годом Дина вывесила на странице свою фотографию на фоне рождественской елки и ушла… Навсегда.
Внешне она мне всегда чем-то напоминала Эдит Пиаф, да и голос у Дины был очень узнаваемый, хоть и не певческий. Скорее, дикторский, очень подходящий для конферанса. Многим могилевчанам этот голос знаком, воскресными вечерами в теплое время года он звучал в самом центре Могилева – более десяти лет Дина Тетерукова была ведущей танцевальных вечеров «На фонтанах».
А теперь я перенесу вас на танцевальный вечер в могилевскую СШ №25, в весну 1971 года. Именно тогда, более 50 лет назад, для девятиклассницы прозвучали слова признания в любви. Девушка уже второй год сходила с ума от этих голубых глаз и неземного обаяния стройного юноши, учившегося на класс выше. Она и думать не могла, что когда-нибудь будет вместе с ним танцевать, а тут еще и такое откровение с его стороны. Сердце у Дины стучало так, что ей казалось – еще мгновение и звучавшая в тот момент в школьном актовом зале композиция «Нет тебя прекрасней» перестанет быть кому-либо слышной.
…Их необыкновенно романтические отношения развивались стремительно. Дина тоже не скрывала чувств, была со своим возлюбленным предельно честна и искренна. Она не раз слышала от него и сказала сама про то, что «я никогда тебя не оставлю». А потом он ее оставил, наверное, не догадываясь, что с Диной так шутить было нельзя, ибо она сдержала свое слово быть верной ему до конца дней. Так и прожила вдвоем с матерью…
Я случайно увидел лицо Дины Тетеруковой, слушавшей композицию «Нет тебя прекрасней» в исполнении группы Валерия Каткова в 2010 году на концерте в Могилевском городском центре культуры и досуга (кстати, именно она и организовала эту незабываемую программу).
Мне кажется, Дина в тот момент благодаря вдохновенному вокалу Валерия перенеслась в школьный зал 1971 года и снова услышала признание в любви, которую она «в одностороннем порядке» каким-то непостижимым образом умудрилась пронести через всю жизнь. Достойный восхищения пример шекспировского толка. Который, правда, требует небольшой авторской ремарки – надо же объяснить читателю, почему так и не рассказанная Диной история любви вдруг обрела сюжет и форму.
Признаюсь, никогда не претендовал на роль предсказателя, Нострадамус – не мой кумир.
А вот что касается сопоставления фактов и разрозненных событий, зафиксированных памятью во время наших скупых, но все же имевших место диалогов с Диной – это уже совсем другое дело, на мой взгляд, вполне годящееся на то, чтобы, извините, использовав их, написать этот фрагмент повествования.
И уж отдельный респект Могилевскому городскому центру культуры и досуга, который в 2010 году провел с Диной Тетеруковой интервью «Без настроения», прочитав которое, я открыл для себя ранее неведомые грани человеческой натуры, совершенно не просматривающиеся «в настроении».
Дина откровенно признавалась – она человек от природы слабый, зачастую срывающийся на слезы. «У меня одна радость в жизни, – говорила Тетерукова, – с работы скорее прийти домой, чтобы мамочка моя была здорова… Всю жизнь кормлю бездомных животных и, наверное, когда-нибудь создам приют для своих питомцев. Если бы сейчас Бог вернул меня на двадцать лет назад, я бы согласилась. Очень жалею, что нельзя вернуть молодость, пребываю в полной ностальгии. Хочу, как Мастер и Маргарита, попасть в рай… Я, словно пешка, жила так: куда направят, туда и путь держу… Желаю всем полетов во сне и наяву».
После того, как Дины не стало, я набрал номер телефона члена Союза художников Беларуси Сергея Сотникова, нынче живущего в Витебске. Дело в том, что у нас в Могилеве у берега Дубровенки практически под мостом по проспекту Мира была установлена замечательная скульптура «Нимфа», выполненная Сергеем. Необъяснимое совпадение, но это прямо-таки скульптурный портрет Дины. Кстати, неподалеку находится и Русалка-Алка, которая помогает всем, кому посчастливилось увидеть круги на воде.
Сотников был не против того, чтобы его «Нимфа» стало олицетворением покинувшей наш мир могилевчанки. Прошлой зимой, правда, эта скульптура поменяла «прописку», переместившись на другую сторону по отношению к проспекту Мира, на берег Дубровенского залива, неподалеку от железнодорожной насыпи.
Продолжение следует.