Однажды в Могилеве. Машина в стране Советов могла быть только стиральной!

1520
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Сериал «Однажды в Могилеве» дает читателям возможность совершать небольшие путешествия в прошлое нашего города и его жителей.
Некогда любой легковой автомобиль (типа, это мой) прекрасно декорировал любое фото. Второй справа – Алик Бедулин, левее–Валера Козлов. Могилев, 1970-е годы.
Некогда любой легковой автомобиль (типа, это мой) прекрасно декорировал любое фото. Второй справа – Алик Бедулин, левее–Валера Козлов. Могилев, 1970-е годы.

В советские времена личный автомобиль для нашего отдельно взятого человека – это голубая и практически несбыточная мечта. Не по карману!

Только общественный транспорт! «ЛАЗы», «ПАЗы» (хорошо хоть не «БелАЗы»), «Икарусы», а также троллейбусы, иной раз «стреляющие» небольшим электрическим разрядом. Ну, это для того, наверное, чтобы советский человек не задремал, к примеру, по дороге на работу. Особенно, если в ночную смену.

Такси иной раз могли себе позволить только ну очень зажиточные люди. Их было немного, и с ними даже велась борьба.

Помню, однажды после танцев в парке Горького наша компания с необыкновенным восторгом вновь «танцевала» уже у задней двери троллейбуса №2, металлические части которого вдруг начали «бить током». Мы подпрыгивали, толкались, кричали, смеялись… Водитель остановил троллейбус и буквально вытолкал нас из салона. Только не подумайте, что он это сделал, опасаясь за нашу безопасность. Отнюдь. Он беспокоился за сохранность сидений и стекол.

Для молодых читателей, многие из которых сегодня приезжают на занятия в вуз или даже в колледж на авто, будут откровением мои сведения о том, что ни один музыкант Могилева до середины 1980-х годов не имел своей машины. Ни «Романтики», ни «Катки»… Об остальных даже не говорю.

ВИА «Романтики»: в окружении чужих автомобилей. Рига, 1970-е годы.
ВИА «Романтики»: в окружении чужих автомобилей. Рига, 1970-е годы.

«Я только в 1989 году смог купить себе первый автомобиль, – вспоминает Валерий Катков. – Это был 12-летний ижевский «Москвич» с круглыми фарами. Отдал за него 8 тысяч советских рублей. Темно-синий. А до этого времени ездил только на общественном транспорте».

К слову, отсутствие личных машин у тогдашней молодежи сыграло и положительную роль, ведь за весь достаточно длительный период времени, около полутора десятка лет, почти ни один «семидесятник» (имеются в виду музыканты) не погиб за рулем или в салоне авто. За исключением одного, по кличке Зоречка. Он играл на бас-гитаре в ансамбле ресторана «Чайка». В самом начале 1980-х Зоречка с друзьями возвращался из поездки за грибами, их машина попала в аварию. Музыканта не стало.

С мопедами было попроще. Плейшнер и Миня в путешествии, 1980-е годы.
С мопедами было попроще. Плейшнер и Миня в путешествии, 1980-е годы.

К слову, я повернул наш доверительный разговор на автомобильную тему по одной простой причине: 16 сентября 1977 года (ровно 45 лет назад), за две недели до своего 30-летия, погиб лидер популярной в те времена английской группы «T.Reх» Марк Болан. Погиб, возвращаясь со своей подругой Глорией Джонс домой из бара-ресторана — машина, которую вела Глория, врезалась в дерево.

Марк Болан, 1970-е годы.
Марк Болан, 1970-е годы.

Сама девушка сломала челюсть. Болан никогда не учился водить автомобиль, опасаясь погибнуть, как Джеймс Дин.

Продолжение следует.

«Метро закрыто, в такси не содют». Могилев, район Моторного завода, 1970-е годы.
«Метро закрыто, в такси не содют». Могилев, район Моторного завода, 1970-е годы.