Попрощаться с ним пришло много людей, среди них немало руководителей разного ранга. И это неудивительно: почти тридцать лет Михаил Бондаренко отдал работе в органах исполнительной власти. А, выйдя на заслуженный отдых, работал директором филиала БГЭУ в Бобруйске, генеральным директором футбольного клуба «Белшина».
Люди шли вереницей с цветами в руках, неподдельной скорбью на лицах, а многие – со слезами на глазах. У гроба супруга, дочь, родные… Вокруг море венков, цветов. Рядом фото с черной ленточкой, на котором Михаил Григорьевич при жизни: с пронизывающим, строгим, и в то же время добрым и понимающим взглядом.
Экс-мэра все, как один, искренне вспоминают самыми добрыми словами. И все, кто его знал, уверены: этот человек сделал для города очень многое, след его в Бобруйске останется навсегда.
Александр Васильевич Маркачев, бывший заместитель председателя горисполкома, ныне председатель Совета ветеранов ОАО «Красный пищевик»:
– Михаил Григорьевич – наверное, один из немногих, кто до последнего болел за свой город. При нем Бобруйск стал принимать такой более европейский вид. Республиканский фестиваль тружеников села «Дожинки-2006» прошел при его непосредственном руководстве и участии. Город поменял свое лицо во многом благодаря Михаилу Григорьевичу. Как руководитель исполнительного комитета, он был требовательным, порой, даже жестким, но требовательность его была только по делу. Никогда он не переходил на личности, никогда не придирался к людям просто так: работаешь хорошо – тебя будут уважать. В жизни Михаил Григорьевич был спортсмен, футболист, у него было очень много друзей, все его ценили. Знаю, что он был прекрасным семьянином, любил свою супругу и детей.
Сергей Николаевич Бакун, директор ОАО «Бобруйский завод биотехнологий»:
– С Михаилом Григорьевичем мы в первый раз встретились, когда умер его тесть. Он когда-то работал у нас на гидролизном заводе, наверное, по этой причине Михаил Григорьевич относился к нашему предприятию с какой-то особой добротой. Он согласовал мою кандидатуру на должность директора, он и дальше мне всячески помогал, когда на заводе была очень сложная финансовая ситуация. Его помощь, советы, письма в вышестоящие организации очень помогли нам.
Знаю, что Михаил Григорьевич очень любил футбол, живо интересовался всеми вещами в мире спорта, это мне было тоже очень близко, и это нас объединяло.
Михаил Григорьевич был очень целеустремленным, настойчивым, всегда имел свое мнение. Вспоминаю, как мы ездили вместе на облисполком коллективом директоров, и там нас тогдашний губернатор Борис Васильевич Батура, мягко говоря, отчитал по полной, когда кто-то встал и возразил ему. На обратном пути мы остановились в Чечевичах отдохнуть, все это обсудили в узком кругу. Но Михаил Григорьевич с гордостью сказал: «Главное – что мы свое слово сказали!» Он умел объединять директоров, чтобы все старались, работали, выполняли эти показатели, которые городу доводят. Он был очень хорошим человеком, душа у него была не чиновничья. Мне кажется, что работа эта ему была чужда, это мое мнение.
Теймураз Николаевич Бочоришвили, директор ОАО «Славянка»:
– Я с Михаилом Григорьевичем начал взаимодействие, когда он был заместителем председателя Бобруйского горисполкома. И сразу стало понятно, что это очень целеустремленный человек, настойчивый в выполнении доведенных заданий. Он был требователен не только окружающим, но и к себе, в первую очередь. В нем был такой стержень, которого сегодня многим руководителям просто не хватает. Когда Михаил Григорьевич стал председателем Бобруйского горисполкома, мы его полностью поддерживали. Хорошо помню, как это назначение произошло в 2002 году, когда Президент нашей страны приезжал в Бобруйск. Этот визит был значимым для нашей фабрики и для города. На должности председателя горисполкома Михаил Григорьевич сделал очень много. Я бы хотел отметить одно из главных событий – «Дожинки», которые проходили в 2006 году, это был самый грандиозный праздник тружеников села в стране. Если помните, мы тогда жили все как на «большой стройке». Каждый день у нас были штабы по два раза, мы ежедневно отчитывались Михаилу Григорьевичу о проделанной работе. И только благодаря его умелому руководству, концентрации совместных усилий, удалось все сделать и провести праздник на высочайшем уровне.
Потом нам довелось тесно поработать, когда Михаил Григорьевич стал председателем Бобруйского городского Совета депутатов, я тогда был заместителем. Для него это, конечно, была совсем другая работа, потому что исполнительная и законодательная работа несколько отличаются. Но у Михаила Григорьевича все получилось, потому что любой работе он отдавался полностью. Тем более он хорошо знал проблемы города, людей. И наш городской Совет тогда заработал по-новому, я чувствовал, что его работа получила какой-то новый импульс. Он, прежде всего, улучшил связь депутатов и избирателей, а это самое главное – когда есть тесное взаимодействие.
Затем Михаил Григорьевич ушел работать в наш Бобруйский филиал БГЭУ директором, и это было ему понятным, потому что он знал преподавательскую работу. И филиал, который уже практически был на грани банкротства в связи с тяжелым финансовым положением, заработал по-новому. Но тут, к сожалению, не смотря на наши убедительные просьбы и аргументы, что городу нужно высшее учебное заведение, филиал был закрыт. Это был большой удар для Михаила Григорьевича. Затем он возглавлял футбольный клуб «Белшина», с его приходом клуб стал работать гораздо эффективнее. Сам он бывший футболист, отлично играл в футбол, я с ним тоже играл. На футбольном поле и на теннисном, он всегда был боец, всегда стремился к победе. Даже когда казалось: все, поражение, он вдруг находил силы, возможность победить. Вот это качество его характеризовало во всем. Когда Михаил Григорьевич уволился из футбольного клуба, он, к сожалению, выпал из активной жизни и это его как-то «надломило». Знаете, как лошадь пашет без остановки, потом ей дают отдых и ей не по себе. Так и он не смог отдыхать. Это человек, имя которого всегда будет значить для Бобруйска очень много.
Виктор Павлович Пригода, бывший заместитель председателя Бобруйского горисполкома:
– Мне запомнилась его решимость и нацеленность на результат. Он принимал порой молниеносные решения, но они при этом были взвешенными, а не эмоциональными. Когда Михаил Григорьевич сменил Владимира Федоровича Романовского на посту председателя горисполкома, я решил так: «Каждый капитан должен набирать себе новую команду». Но вечером он приглашает меня к себе в кабинет и говорит: «Виктор Павлович, я хочу вам предложить должность первого заместителя председателя по вопросам экономики». Я поблагодарил за оказанное доверие и сказал, что будем работать. Так получилось, что во время своего отпуска Михаил Григорьевич доверял мне исполнять свои обязанности. Я несколько волновался, но он говорил: «Не волнуйся, ты справишься».
Еще он был очень спортивным. При нем многие руководителе относились к спорту серьезно, это нас объединяло. В спорте он всегда шел до конца, ему обязательно нужна была победа.
Михаил Григорьевич был человеком многогранным, начитанным, эрудированным, всегда вел себя культурно с людьми. Знаю, что есть руководители, которые могут и в присутствии женщины выругаться нецензурной бранью. Михаил Григорьевич себе такого не позволял. И я считаю, что все же мужчина, тем более руководитель высокого уровня, должен во все времена оставаться настоящим мужчиной. Он был таким.
Вадим Михайлович Щербич, начальник отдела культуры Бобруйского горисполкома:
– С Михаилом Григорьевичем связано начало моего пути в чиновничьей деятельности. При его активной работе мы для города получили очень важные форумы. Это и «Венок дружбы», и пленэр по керамике «Aрт-Жыжаль». И по сей день эти форумы живут и прекрасно реализуются, радуют уже не одно поколение бобруйчан и гостей города, формируют международный имидж Бобруйска. Я, работая руководителем театра, при поддержке Михаила Григорьевича смог сделать многое. Таких руководителей в моей жизни было мало. Он – настоящий лидер, который мог на своем примере показать, что делать, как делать и делать грамотно. Он знал очень много и щедро делился своими знаниями и опытом. Благодаря Михаилу Григорьевичу мы понимали, что у Бобруйска есть своя история, свое лицо, самобытность, он учил нас любить этот город и гордиться им. Хотя сам он родился в Гомеле, но я всегда считал его настоящим бобруйчанином.
***
Похоронили Михаила Бондаренко на кладбище на улице Минской, на участке для почетных горожан.