Гулять на свежем воздухе и делать 10-минутые перерывы. Врач-гигиенист рассказала о режиме дня школьника

273
Источник: minsknews.by
Каким должен быть режим дня у школьника, чтобы ребенок мог эффективно заниматься и при этом не сильно уставать?

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала врач-гигиенист Ирина Позняк.

Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

Секрет правильного распорядка дня прост – необходимо чередовать труд и отдых. Рабочий режим дня, с одной стороны, помогает управлять своим временем и делами, а с другой – поддерживать здоровье.

Для организации режима дня родителям нужно:

  • контролировать, чтобы ребенок регулярно питался и чередовал отдых с трудом;
  • определить, сколько ребенок должен спать, соответственно, во сколько ему надо ложиться и вставать;
  • решить, сколько ребенок должен утром заниматься гимнастикой и гигиеническими процедурами;
  • установить, когда ребенок должен выполнять домашнюю работу и сколько часов отвести на отдых, в том числе на свежем воздухе.

Утренняя рутина

Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

Когда школьник проснулся, он должен начать свой день с гимнастики, которая помогает снять сонливость, зарядить организм бодростью и энергией на весь день. Лучше не тратить время на то, чтобы «понежиться» в кровати. Это никак не поможет проснуться, а вот времени на сборы и завтрак останется меньше.

Перед выходом в школу обязателен горячий плотный завтрак, который должен составлять ¼ от суточной потребности организма. Даже если ребенок не хочет есть, все равно надо немного перекусить и попить хотя бы чаю, иначе после первого урока ребенок будет чувствовать голод. А всухомятку есть бутерброд или какое-то печенье вредно для организма. Дети, которые едят в одно время, реже страдают из-за отсутствия аппетита. Еда у них усваивается лучше, она таким учащимся кажется полезнее и вкуснее, –рассказала специалист.

Между приемами пищи должны быть перерывы не более 4 часов, причем до занятий физическими упражнениями нужно есть за полтора-два, после – спустя только полчаса. Ужин школьник должен получать за пару часов до сна.

После школы едим, отдыхаем и делаем домашнюю работу

Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

Дома после школы нужно пообедать, а затем – дать себе отдохнуть. Отдых должен длиться час-полтора без компьютера и телевизора. Можно 30 минут полежать. Хорошо, если ваш ребенок сможет погулять на свежем воздухе либо он занимается разными интересными активностями, например плаванием, футболом, танцами и др. Такая двигательная активность помогает организму развиваться.

Подготовку к урокам лучше начать в 15–18 часов, если первая смена, или в 8–10, если вторая, т. е. в то время, которое соответствует физиологическому ритму лучшего усвоения информации. Специалист напомнила, что продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. Например, младшеклассник должен делать домашнюю работу не более 1,5 часа, а старшеклассник – не более 3. И, конечно же, после 40–45 минут работы – перерывы на отдых по 10 минут.

Чтобы учеба лучше шла, нужно подготовить помещение. Важно соблюдать световой режим и хорошо проветривать комнату перед началом работы над домашним заданием, периодически открывая форточку во время 10-минутного отдыха.

Свободное время

Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

Для занятий по интересам можно отвести 1,5–2 часа свободного времени. Оптимально смотреть телевизор не более 1,5 часа пару раз в неделю.

Интенсивная компьютерная игра на протяжении 30 минут вызывает у школьников изменения в регуляции сердечно-сосудистой системы, а также сказывается на зрении. Поэтому она относится к наиболее напряженным играм и считается более утомительной, чем, например, решение задач по алгебре. Следовательно, нужно контролировать, сколько ребенок сидит за компьютером, даже если школьник использует его для занятий. Например, в 1-м классе он не должен непрерывно сидеть больше 10 минут, в 2–5-м классах – 15 минут, 6–7-м классах – 20, 8–9-м классах – 25, 10–11-м классах – 30 минут на первом часу занятий и 20 – на втором.

Сон

Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

Чем младше ребенок, тем его нервная система менее вынослива к внешним раздражителям, поэтому у него быстрее наступает утомление и повышается потребность во сне. Ребята 6–10 лет должны спать не менее 10 часов, 11–14 лет – не менее 9 часов, 15–18 лет – 8,5 часа.

Полноценность сна зависит от правильной организации: следует ложиться и вставать в одно и то же время, а перед сном – исключить шум, споры и рассказы, которые вызывают эмоциональное переживание.