Tochka.by разбиралась в этом вопросе со специалистами лизинговой компании «Евротайм».
Удержанию высокого уровня цен способствует дефицит новых авто и покупатели из РФ. Вместе с тем белорусы за машинами по новым ценам в очереди не выстраиваются.
Ситуация действительно неординарная. В одной корзине сейчас и упомянутый дефицит, и россияне, и ожидаемый многими сезонный всплеск спроса. С другой стороны, цены на авторынке по некоторым позициям не просто подросли, а уже прибавили 50-70%, а то и все 100% к прежней стоимости, – говорят эксперты.
Само собой, это не могло не сказаться на продажах. Касательно новых авто по итогам июля они снизились в пять раз по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Ситуацию по данному сегменту авторынка, в отсутствии статистики по продажам авто с пробегом, можно отследить по объему предложений на сайтах-агрегаторах объявлений о продаже подержанной автотехники. И вот что следует из этой информации.
Количество предложений авто с пробегом в минувшие летние месяцы стабилизировалось у отметки 41-42 тысячи. То же можно сказать о структуре предложений по возрасту выставленных на продажу машин с пробегом.
Возвращаясь же к теме цен на подержанные авто, несложно догадаться, что их продавцы увеличивали с оглядкой на изменение прайсов новых автомобилей. Цены на оставшиеся автомобили у официальных дилеров худо-бедно стабилизировались в части роста где-то в середине лета. Не исключено, что на это повлияло появление существенных скидок на Geely, а затем и на другие китайские марки.
Вторичный же рынок, осознав, что за $10 000 в эквиваленте о новой LADA Vesta можно даже не мечтать, и даже новую Granta за такую сумму не купишь, быстренько скорректировал ценники на все, что было в наличии с пробегом. Как уже упоминалось выше, масла в огонь подлили россияне, поехавшие в Беларусь за доступными, по их меркам, подержанными иномарками.
Впрочем, как показала практика летних месяцев, на их деньги в силу целого ряда причин могут рассчитывать либо продавцы машин в возрасте до 3-4 лет, либо те, у кого на продажу выставлен своего рода эксклюзив (маслкары, электроавтомобили, рамные внедорожники и т.п.). Количество же предложений машин в разных ценовых сегментах на белорусском рынке подержанных авто теперь выглядит следующим образом.
Легко понять, что 60% всех предложений рынка авто с пробегом – машины до $10 000 в эквиваленте. Рынок же, согласно первой диаграмме, не такой уж и старый. И тут самое время взглянуть на задекларированные продавцами пробеги. Может дело в них? В службах такси машин нынче работает немало.
Вот что демонстрируют расчеты. С пробегом до 100 000 км белорусский рынок авто предлагает немногим более 7200 подержанных машин (17,5% от общего объема). До 200 000 км – еще 9900 авто (24% от общего объема). Оставшиеся 58,5% – автомобили с пробегами свыше 200 000 км, что для машин с чугунными блоками цилиндров двигателя не так уж и много, а вот в случае с модными нынче алюминиевыми вариантами с разного рода напылениями – повод задуматься об оставшемся ресурсе силового агрегата. Не стоит также забывать, что турбины, компрессорные наддувы, вариаторы в трансмиссии и роботизированные КПП тоже не вечны.
Cобеседники из «Евротайм» полагают, что наиболее вероятный сценарий развития ситуации на рынке подержанного автотранспорта на ближайшие месяцы – затишье, в процессе которого покупатели будут находить либо относительно свежие авто с пробегами до 100 000 км, либо наиболее доступные в части цен экземпляры, не требующие значительных средств для приведения их в нормальное для безопасной эксплуатации состояние.
В первом случае приобрести достойный экземпляр без единовременной выплаты большого количества средств помогут лизинг и кредит. Во-втором – покупателю остается надеяться на собственный здравый смысл или помощь высококвалифицированных автоподборщиков.