Парадоксально, но великолепный фоторепортер Виктор Кожемякин был одним из тех мастеров объектива, чей облик практически не запечатлен ни на одном из сохранившихся до сегодняшних дней снимков. Ну, не любил он фотографироваться, кому-то позировать и уж тем более не мог себе позволить попасть в чей-то кадр, когда брал в руки камеру.
А вот сам он за период почти в три десятка лет, в 70-е — 90-е годы, «нащелкал» такое количество сюжетов, что только диву даешься. Большинство из них было опубликовано на страницах газеты «Могилевская правда», где он проработал практически всю жизнь. Репортерский взгляд у Кожемякина был еще тот.
Зачастую Виктор прибегал и к постановочным композициям, что ничуть не умаляет ни заслуг, ни мастерства фотографа.
К примеру, хорошо известен снимок, где в середине 1970-х годов им запечатлены легендарные не только для «Могилевской правды» люди – поэт, журналисты, фотограф – Алексей Пысин, Геннадий Судник, Иван Аношкин и Анатолий Борчик. За столом корреспондента отдела новостей Судника идет обсуждение одного из газетных материалов, основу которого составит, судя по всему, фотография.
Вне всякого сомнения, Виктор Кожемякин умелой рукой расставил героев этого снимка в нужные места, заставив Аношкина и Борчика даже наклониться, чтобы они не заслоняли собой свет от окна, выходящего во двор дома первого секретаря Могилевского обкома партии. (Редакция газеты в те годы находилась в здании теперешнего музея Павла Масленикова). Ну, а Пысин, с другой стороны, мог стоять в полный рост.
Наш материал в некоторой степени написан в этакой «предположительной» тональности. То есть, определенные детали этого замечательного фото приходится «домысливать», ибо, к сожалению, все его участники уже покинули наш бренный мир. В том числе и автор фотографии. Но процесс «восстановления» был основательный, прямо-таки фундаментальный, в нем принимали участие многие «звезды» могилевской журналистики.
Вполне возможно, что на столе у Геннадия Судника среди массы всевозможных снимков есть и «белтовское» фото молодого токаря завода «Строммашина» Александра Богинцева. Материал об этом «комсомольце, перевыполнявшем сменные задания, совмещавшем ударную работу с учебой в Могилевском машиностроительном институте», был опубликован в «Могилевской правде» примерно в тот же период времени, что и сделана эта фотография, во второй половине 1970-х годов.
Конечно, текст публикации вобрал в себя неимоверное количество журналистских штампов того времени: про ударную работу, социалистическое соревнование, энтузиазм, переходящее знамя и т.п. Что поделаешь, время всегда накладывает на все свои отпечатки, а из песен слов, как известно, не выкинешь.
Акцент на репортаже с участием молодого токаря Александра Богинцева, страстного поклонника «Битлз», Владимира Высоцкого да и вообще литературы, живописи, музыки, я сделал по простой причине – в 70-80-х годах мы с Сашей дружили, но вот о такой резонансной публикации я ничего не знал. Пожелтевший обрывок газеты, с которого на меня взирает старый и уже давно ушедший товарищ, к сожалению, тоже не сохранился. Отрадно, что Саша был не только меломан-библиофил, но и работягой – в самом прямом смысле этого слова. Многие этого не знали. Хотя, как говорят, ничто человеческое ему не было чуждо.
Наверное, способность сохранять для нас не цифровую, а материально-осязаемую связь с давно ушедшим временем, доносить «живые» фактические детали «прошлой жизни», воскрешать в нашем сознании многогранные образы некогда живших неподалеку людей и являются одними из тех значимых духовных компонентов, которые заставляют некоторых читателей и сегодня отдавать предпочтение бумажной газете. Которая, исчезая, все же пытается не дать нам забывать своих старых друзей и сослуживцев.