Изрядно встряхнув в предыдущих публикациях подзапылившееся от времени музыкальное покрывало нашего города, позволю себе затронуть несколько иную сферу человеческих интересов.
Особый подтекст композиции старой фотографии
Этот не самый качественный снимок в соцсетях выложил Ростислав Пилиховский, могилевчанин, ныне проживающий в столице нашей страны Минске. Я вначале не обратил на фотку практически никакого внимания – ну, стоят себе два пацана, ну и что? Тем более, что Ростик почему-то предоставил публике неотреставрированный вариант древней фотографии – затемненный, лишенный контрастности и яркости.
Но «отфотошопив» снимок и повнимательнее к нему присмотревшись, я вдруг ощутил некий особый подтекст композиции, созданный отнюдь не героями кадра. Мое внимание привлекло хаотичное нагромождение всевозможных предметов вокруг приобнявшихся дружбанов. Я отослал снимок обратно хозяину и поинтересовался: «Ростик! Что это за фото? Что это за предметы вокруг? Можно поподробнее?».
Вот что пояснил Пилиховский: «В 1971 году летом я с Геной Непокойчицким и Яшей Карножицким, одноклассниками, на велосипедах поехали в деревню Княжицы. Мы побывали в закрытой там церкви. Известный могилевский краевед Иероним Филипович попросил нас туда поехать и сделать для него несколько снимков. Внутри церкви висели и стояли на полу иконы, были разбросаны церковные книги. Одна из книг была с дарственной от могилевского князя, не помню уже его фамилию».
– Вот это да! – мысленно воскликнул я. – Оказывается, передо мной фотография, наглядно демонстрирующая тогдашнее отношение советской власти к религии.
«В 1953 году, – добавил Ростислав, – мои родители, Пилиховский Геннадий Борисович и Мальцева Людмила Владимировна, окончили Минский медицинский институт и по распределению попали в деревню Княжицы.
Отец был главным врачом, хирургом, мать – терапевтом участковой больницы. Брат Борис родился в 1954, а я в январе 1956 года. Нас с братом воспитывала нянечка Валя, так как декретный отпуск в те времена был всего лишь один месяц. Мы с братом еще помним последнего священника Княжицкой церкви. Ее закрыли в 1963 году. В 1960 году отца и мать перевели в Могилевскую областную больницу, отца – заместителем главного врача, мать – заведующей отделением функциональной диагностики. Кстати, моя мать после окончания курсов в Москве первая в Могилевской области расшифровывала кардиограммы сердца и преподавала в медицинском училище функциональную диагностику. В 1961 году отцу дали в Могилеве квартиру №19 по улице Дзержинского, 5».
На велике ведь много чего не увезешь
Как далее пояснил Ростислав Пилиховский, его школьный товарищ Геннадий Непокойчицкий сейчас живет в Москве. В 1979 году он окончил физический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук, профессор, академик Российской инженерной академии. Главный редактор и составитель энциклопедии народной медицины.
«В 2018 году мы в Могилеве отмечали 45-летие окончания школы №1, – уточнил Ростислав Пилиховский, – а утром Гена Непокойчицкий специальным массажем мне снял головную боль и сушняк».
К слову, с заданием Иеронима Филиповича 50 лет назад школьники справились на пятерку с плюсом, прихватив еще из церкви пару икон и листы древней книги – на велосипеде ведь много чего не увезешь. Получается, спасли религиозные реликвии.
Интересно, что в самом конце 1970-х годов могилевские хиппари во главе с Пашей Нырковым и Славкой Котом сняли в Княжицком храме и его окрестностях фильм. К сожалению, качество съемки очень плохое.
Да еще и к моменту оцифровки пленка уже «посыпалась». Так что предлагаем вашему вниманию всего лишь несколько скриншотов этого 12-минутного «кина», которое хотя бы вот таким образом дает нам возможность малость проникнуться атмосферой времени нашей молодости.
Продолжение следует.