«Бить чужака, рядом с которым девушка, было нельзя». Как район ходил на район в Могилеве в 1980-х

1749
П. ЛЕВАНОВИЧ
В конце 1980-х-начале 1990-х жители разных районов Могилева страшно не любили друг друга. Как и в других городах, здесь нередко случались драки, когда один район шел «стенкой» на другой. Мы попросили очевидцев поделиться своими воспоминаниями.

«Почему дрались, никто не знал. Но что драться нужно, уверены были все»

Драка середины 1980-х в Могилеве. Район железнодорожного вокзала. Фото из архива Евгения Буловы
Драка середины 1980-х в Могилеве. Район железнодорожного вокзала. Фото из архива Евгения Буловы

Дмитрий, год рождения – 1977. Окончил «машинку» (Могилевский машиностроительный институт), инженер. Сейчас – один из топ-менеджеров крупного могилевского предприятия.

– В 1985 году вышел фильм «Коммандос» с участием Арнольда Шварценеггера. Через пять лет в прокате появилась знаменитая «Самоволка» с Ван Даммом. А в 1982-м американцы увидели Сильвестра Сталлоне в незабываемом боевике «Рэмбо: первая кровь». К нам эти фильмы пришли лишь в начале 90-х, на огромных кассетах с магнитной пленкой. Просматривали их, как правило, на советских видеомагнитофонах «ВМ-12». Они все время заедали, тарахтели и жевали пленку. Но это было окном в совершенно иной мир, иное измерение, – рассказывает Дмитрий. – Помню, в третьем классе я с товарищами гадал: кто же все-таки сильнее – Арни, Ван Дамм или Сталлоне. Сошлись на том, что Шварценеггер куда круче.

Единственным местом, где можно было посмотреть эти фильмы, был кинотеатр «Космос», а точнее, небольшой предбанник слева от главного входа. Билет стоил рубль сорок. Сумма не такая уж и маленькая по тем временам. Например, за 50 копеек у гостиницы «Могилев» можно было купить жвачку «Дональд Дак». Ценна была не столько сама жвачка, как фантики от нее, с комиксами и яркими картинками.

В «Космос» я ходил часто, завороженно смотрел новинки кино. Однако, был нюанс, который современным могилевчанам будет сложно понять. Я – с Менжинки. Это, если кто не знает, в районе Быховского рынка. Уж простите, но это был самый отмороженный район во всем городе (смеется). Менжинка враждовала со всеми – с Центром, октябрятами (жителями Октябрьского районаприм. авт.), но хуже всего дела обстояли с луполовскими. Враги были непримиримые! Дрались постоянно – район на район, год на год (скажем, 1977-й на 1977-й). Почему дрались, никто не знал. Но в том, что драться нужно, уверены были все. Конечно, за исключением еврейских юношей, которые дракам предпочитали занятия в музыкальных школах...

1986 год. Могилев. Ноябрь. Район Дворца культуры области. Фото из архива Евгения Буловы
1986 год. Могилев. Ноябрь. Район Дворца культуры области. Фото из архива Евгения Буловы

Так вот, кинотеатр «Космос» находился как раз в том самом злополучном Луполово, куда таким, как я, босякам вход был запрещен. Просто могли побить! Поэтому каждый поход в кино планировался заранее. Я просил Ленку, соседку с первого этажа, чтобы на сеансы мы ходили вдвоем. Здесь нужно понимать, что хулиганы с районов вовсе не были «беспредельщиками». Существовали кодекс, правила, согласно которым бить чужака, рядом с которым девушка, было нельзя.

– Думаю, что и фильмы, которые мы смотрели, насаждали культ силы, убеждали в том, что кулак может все. Не важно, как ты учишься. Главное – крутой ты или нет. И это на самом деле было страшно, – подытоживает собеседник.

«Пришел в школу, пронесся слух, что будет драка на Симоновском поле, и мы все сорвались»

Валерий, год рождения – 1974-й. Учился в СШ №13. Сейчас «временно безработный».

– Нас называли «районщиками», – вспоминает Валерий конец 1980-х-начало 1990-х. – Могилев был поделен на территории, которые между собой враждовали. Симоново «рубилось» с Гребенево и «7-ю ветрами», Шмидта – с Луполово, хотя с Луполово почему-то не дружил никто. В центре были свои разборки. Там, в основном, все держала Менжинка. Но был еще ДОК и Рабочий, которые время от времени менжинских «двигали». Вражда, конечно, была не на словах. Приходилось драться. Обычно происходило это так. На чужом районе кого-то из своих обидели «по беспределу»… Например, провожал девушку, прицепились, получил… Или во время перемирия кому-то не повезло. Тогда «основа» (главарьавт.) собирал подростков, как правило, 1979-го и 1980-го годов рождения, и вся эта банда дружно топала на чужой район. Там начиналась охота на таких же подростков. Могли, кстати, под горячую руку попасть и взрослые.

Могилевская молодежь  середины 1980-х годов. Район Полыковичей. Фото из архива Евгения Буловы
Могилевская молодежь середины 1980-х годов. Район Полыковичей. Фото из архива Евгения Буловы

Иногда шла стенка на стенку, район на район. Заранее «забивалась стрелка» – определяли место и время. Я, например, впервые участвовал в таком «мероприятии», будучи второклассником. Пришел в школу, пронесся слух, что будет драка на Симоновском поле, и мы все сорвались. Правда, не добежали. Поле оцепили милиционеры и всех похватали.

А вообще, в драках могли участвовать по 100 человек от каждого района. Были свои законы – никаких ножей, заточек, кастетов, арматуры. Только кулаки. Лежачих бить запрещалось. Появилась на лице кровь – из драки выбываешь.

– Валерий, а для чего все это было? Это же какая-то дикость…

– Сейчас, да, я понимаю – наши драки были каким-то безумием. Но тогда в этом были какая-то романтика, драйв, было приятно ощущать себя крутым.

Почему дети были такими агрессивными?

Этот вопрос мы задали бывшему школьному учителю.

– Да, конечно, и я застал весь этот подростковый абсурд, – говорит Павел, преподаватель химии и биологии (Павел – уроженец г. Орша). – До сих пор не могу объяснить себе его природу. Сначала думал, что в драках «район на район» участвуют дети из неблагополучных семей. Потом понял, что это далеко не так… Значит, причина в чем-то другом. Мой мнение: общество в то время было сильно наэлектризовано, насилие стало нормой. Дети просто копировали взрослых, старались «идти в ногу со временем».