«Антарес», «Криницы», «Лира» и еще дюжина ансамблей
Завершая музыкальную эпопею, связанную с «машинкой» 1970-х годов, никак нельзя обойти стороной некоторые количественные показатели. В первую очередь, это число вокально-инструментальных ансамблей в институте. По славам моего собеседника (уже вам хорошо известного) Владимира Китуна, в 1971-1972 годах их насчитывалось около полутора десятков. На каждом факультете по 3-4 команды!
Наиболее заметные – «Лира», о которой мы уже рассказывали в предыдущем материале нашей рубрики, «Антарес» Жени Бибикова и «Криницы» Вити Быкова. Естественно, такое большое число музыкантов не могло не испытывать острой нехватки инструментов, которые стоили тогда (да и сейчас) немалых денег.
К примеру, соло-гитара была всего лишь одна, «Этерна де люкс». Но Женя Бибиков каким-то странным образом умудрялся постоянно уносить ее домой, тем самым не давая никому на ней играть.
– Эту проблему у себя на учебном потоке механического факультета я все-таки решил устранить, – вспоминает Владимир Китун. – Раз и навсегда! Поговорил с деканом Владимиром Николаевичем Тилипаловым и с его согласия собрал со всех студентов по рублю. Купили инструменты. Гитары, барабаны, клавиши… Я потом на лекциях сидел и расписывал для своего ансамбля партии.
«Заходи, дарагой, нэ стесняйся. Здэсь все свои!»
Попутно вспомнил Владимир и об одном забавном (и не только) случае, когда в «машинку» нагрянула министерская проверка. Ну, вы же понимаете, в институтском клубе, где у самодеятельных артистов обычно обсуждаются всякие творческие вопросы, как правило, всегда царит этакая богемная атмосфера.
Вот и тогда ребята сидели в расслабленном состоянии, беседовали, строили планы относительно очередного концерта, попутно расширяя сознание отнюдь не коллекционными винами, а более приземленными напитками типа «Агдам». Когда «чернильце» кончилось, послали гонца за добавкой.
Минут через 10 (этого времени достаточно, чтобы сгонять в рядом расположенный «тюремный» гастроном) – стук в дверь.
«Заходи, дарагой, нэ стесняйся. Здэсь все свои!», – примерно такой шутливой фразой с кавказским акцентом попытался встретить гонца Витя Полевиков (он же гитарист и вокалист).
Но оказалось, что в дверь стучала (вы правильно подумали) проверочная комиссия во главе с ректором Беловым. Глянув на несанкционированное застолье, проверяющие аж присели. На следующий день заведующий клубом уже не являлся таковым.
К счастью для Володи, его в тот день в клубе не было. Повезло…
Бутылки выносили мешками
Поделился Владимир Китун со мной своими воспоминаниями и по поводу своего участия в судьбе Городского дома культуры, в котором его ансамблю тоже пришлось поиграть.
– Это был 1974 год, – говорит мой собеседник. – Получилось так, что в городе в то время нигде, кроме ГДК, не было танцев. Да и там все было очень тоскливо, на танцевальный вечер приходило 20-30 человек. Директором тогда работал Володя, фамилии уже не помню, лилипут. Я беру Володю Морозова, Витю Быкова, Витю Полевикова… На барабанах у нас, после Коли Стародомского, играл один парень с Юбилейного, Костя. Я – на басу. И через две недели план у ГДК был уже выполнен. Рекорд посещаемости составил 1600 человек! Народ стоял так плотно, что невозможно было пройти.
Когда начинались драки, а они наиболее часто происходили весной и осенью, перед уходом в армию, народ еще более уплотнялся, предоставляя площадку бойцам. Из мужского туалета после танцев выволакивали мешок пустых бутылок, из женского – два! И так примерно каждый раз. В институте бутылки мешками не выносили, их заталкивали прямо под пол в комнате за сценой. Там в углу он был проломлен.
– В ГДК мы, получается, кормили директора, трех методистов, кассира, вахтера, трех гардеробщиц, уборщицу, – продолжает Владимир. – И нас самих было пятеро, Татьяна Ложечникова вначале пела с нами. Очередь за билетами стояла в одну сторону – до проспекта Мира, в другую – до главпочтамта! Играли мы в ГДК до 1976 года, пока я по распределению не уехал в Пинск.
Продолжение следует.