Про «горбатый» «Запорожец», элитарную «Победу» и любимую «Волгу»

1851
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из архива Виталия Ковалева.
Могилевчанин не просто превращает старые машины в коллекционные ретро-автомобили, но и активно на них ездит.
«Москвич» «Волге» не ровня.
«Москвич» «Волге» не ровня.

Увидев стоявшую у подъезда одного из домов по проспекту Шмидта «Волгу», я невольно начал оглядываться по сторонам: а вдруг сейчас из-за угла вывалит разбитная тройка знаменитых киногероев советской эпохи – Трус, Бывалый и Балбес?

Конечно, их вряд ли бы обрадовал неизвестный тип, придирчиво разглядывающий автомобиль, на котором они собирались, к примеру, в свою очередную авантюрную поездку – ну, типа, похитить еще одну невесту для товарища Саахова (как в кинокомедии «Кавказская пленница»).

Вскоре появился и хозяин «Волги» – им оказался приветливый молодой человек, тут же элегантно подкорректировавший мои фантазии, заметив, что знаменитая троица из гайдаевских фильмов разъезжала в машинах несколько другой марки, а его «волжанка», скорее, созвучна транспортным средствам из рязановской комедии «Берегись автомобиля».

Свою «Волгу» Виталий Ковалев ни на что не променяет.
Свою «Волгу» Виталий Ковалев ни на что не променяет.

А началось все с «Победы» 1950-х годов выпуска, которую Виталий Ковалев (так зовут хозяина ретро-автомобилей) приобрел первой. Виталий работает водолазом на спасательной станции у Святого озера. Сейчас ему 39, а тогда было лет 25.

– «Победа» мне всегда нравилась внешне, – говорит он. – Тем более, что на наших дорогах это редкость.

«Колдовал», как говорит Виталий, над старенькой машиной он год, не меньше. Но в итоге, «довел до ума» своими руками. А потом... продал. В тот момент, говорит, на такие машины был большой спрос в Польше.

«Победа»: тоже свои нюансы.
«Победа»: тоже свои нюансы.

Потом у него было несколько старых советских мотоциклов: К-750, первые «ИЖи». После них купил «Запорожец». Опять же, полностью восстановил его сам. Поездил на нем года полтора, причем, каждый день. И вновь подвернулось выгодное предложение: «горбатым» заинтересовался минский музей.

Далее был «Запорожец» «ушастый», 1976 года выпуска. Ездил на нем Виталий опять около года, после чего продал знакомому, которому очень нравилась эта модель.

– Он и сейчас, думаю, на нем еще ездит, – добавляет Виталий, – так как машина попала ко мне почти новенькой, с очень маленьким пробегом. С ней у меня были вопросы только по покраске, малость цвет освежил.

«Ушастый» «Запорожец»: дешево и сердито.
«Ушастый» «Запорожец»: дешево и сердито.

И только потом появилась «Волга». Та самая, которая привлекла мое внимание в могилевском дворе.

Кстати, жильцы подъезда, где живет Виталий, уверены, что ретро-машина досталась Ковалеву от отца.

– Ничего подобного, – отвечает владелец. – Приобрел я ее в 2010-м году и, если честно, очень с ней намучился. Когда разобрал, то уже хотел было сдать на металлолом. А все из-за многочисленных дефектов, которые хозяева при продаже от меня скрыли, закамуфлировали. Но я решил не отступать. Работы было очень много, хватило аж на девять месяцев. И вот 12 лет эта машина уже со мной.

«Горбатый» «Запорожец»: дверь у него открывалась в обратную сторону.
«Горбатый» «Запорожец»: дверь у него открывалась в обратную сторону.

Немного техники

ГАЗ-21 или «Волга»: объем двигателя – 2,4, бензин. «Но моя – на газу», – подчеркивает Виталий.

– Руль крутится очень легко, как пушинка. Что многих удивляет. Салон большой, места много. Высокая посадка. Отличный обзор, – перечисляет характеристики своей «Волги» Ковалев. – Вот с «Победой» были сложности, заднее стекло у нее – никакое, его практически нет, полукрыша. Боковые стекла и переднее маленькие. А у «Волги» все замечательно. Единственный нюанс – отсутствие тормозного вакуумного усилителя, поэтому педаль тормоза нужно давить со всей силой до упора. Вначале непривычно. Но ход педали небольшой, так что, не проблема.

Машине Виталия уже 52 года, она последнего, 1970-го, года выпуска.

Вверху: К-750 – зверь, а не мотоцикл! Внизу: «ИЖ» с коляской – легко и атмосферно.
Вверху: К-750 – зверь, а не мотоцикл! Внизу: «ИЖ» с коляской – легко и атмосферно.

– «Победа», «Запорожцы», «Волга»… Не было желания пересесть на что-нибудь более современное? – спрашиваю у Виталия.

– Абсолютно никакого! – отвечает он. – Я к этой машине уже привык, семья привыкла. Нас все устраивает. Иногда меня просят на ней свадьбу повозить, значит, людям она тоже нравится. За это время к ней столько запчастей собралось, что, кроме масла, топлива и фильтров, я ничего не покупаю.

Кстати, а откуда такое знание советского кинематографа у молодого человека? – интересуюсь напоследок, вспоминая начало нашего разговора с Виталием. (Не секрет, что многие люди его возраста, не говоря о более младшем поколении, уже не смотрят комедии Гайдая и не смеются с Балбеса...).

– А мы с женой дома вечером частенько садимся смотреть какой-нибудь советский фильм, – отвечает на это Виталий Ковалев. – Обычно детство тогда вспоминается.

– Сейчас артисты не те, – добавляет он. – В советских фильмах всегда был скрытый смысл. Сейчас ничего этого нет. Посмотрел и забыл.