«Однажды я присутствовал при избиении 14-летнего пацана…». Воспоминания «афганца»

647
Ольга МАКСИМОВА.
Сегодня, 2 августа, – День десантников и сил специальных операций. В Могилеве, помимо прочих, на торжественный митинг соберутся «афганцы» – те, кто прошел Афганскую войну, воины-интернационалисты. Воспоминания одного из них о пережитом в 80-е годы в Кабуле и окрестностях мы публикуем сегодня.

Имя нашего героя не называем специально, он так захотел. Пусть будет Иван. К тому же, «иванами» советских ребят часто называли душманы. Те им были на одно лицо.

Обратно в XIX век

Афганистан будто бы замер в прошлом. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
Афганистан будто бы замер в прошлом. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

– Спрашиваете, каково было мое первое впечатление от Афгана? Шок! И это, поверьте, еще не самое емкое определение, – признается Иван. – В Кабуле я очутился в 1982 году. Как выяснилось позже, это летоисчисление было в корне неверным. Там стоял лишь 1867 год. И соответствовал он всему: их развитию, мировоззрению, укладу жизни… Афганцы ходили в галошах и фанатично поклонялись Аллаху. Но солдат есть солдат – ко всему быстро привыкает. Да и согласно присяге, лишения воинской службы должны переноситься беспрекословно. Бытовые условия, когда в одной палатке жило по тридцать человек, абсолютно не смущали. Я, как и другие бойцы, свято верил: главная цель – освобождение от гнета братьев-рабочих. Правда, советские люди здесь не только воевали. Ими возводились больницы и школы, строились дороги. Наши люди учили афганских детей.

Спрашивать о семье – табу

Афганские женщины жили и живут в патриархате. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
Афганские женщины жили и живут в патриархате. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

– Афганистан был и остается патриархальной страной. Женщины практически не имеют прав: соглашаются с мужьями, отцами и братьями, безропотно выполняют даже самую сумасбродную их волю. Помню, как бывал в национальных кишлаках, в которых дома разделены на мужскую и женскую половины. Гостей, разумеется, принимают только на территории первой. Туда жена хозяина может зайти исключительно с его разрешения, об общении с кем-то не может быть и речи. Скажу больше: если гость спросит у афганца «Как поживает супруга?» или «Как дела в семье?», это будет воспринято как огромное оскорбление. За него можно поплатиться жизнью. Я об этом на первых порах, естественно, не знал. Благо мусульмане, у которых бывал дома, это тоже понимали и объясняли: «Ты, Иван, – чужак, поэтому мы на тебя не обижаемся… Но больше таких вопросов не задавай!»

Моджахеды уважают силу

С кем-то из знакомых афганцев наш герой до сих пор созванивается по праздникам. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
С кем-то из знакомых афганцев наш герой до сих пор созванивается по праздникам. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

– Афганистан – многонациональная страна, в ней проживают более 20 народов и народностей. Однако говорят там, как правило, на двух языках – пушту и дари. Последний в силу своей природной любознательности, интереса к их культуре и истории я за несколько месяцев и выучил (хотя в десантуре всегда имелся переводчик). Узнав об этом, руководство задействовало меня в работе с банд-подразделениями, которые переходили на нашу сторону. Душманы показывали тайные знаки для засады и минирования. Конечно, было страшно – кто знал, что в голове у моджахедов-союзников? Но потом понял: они уважают силу, чувствуют лидерство. С некоторыми из них общаюсь до сих пор. Например, есть два приятеля, живущие в Европе, с которыми созваниваемся по праздникам.

Почему афганцы переходили на сторону Советского Союза?

– Было несколько причин. Во-первых, в стране существовала сильная кастовость. Этот шаг в своем роде открывал двери для восхождения на следующую ступеньку тем, кто при ином раскладе ничего бы не добился. Во-вторых, из мести – семьи зачастую подвергались репрессиям со стороны своих же. В третьих, многие понимали, что являются марионетками НАТО. К тому же, видели, что славяне строят здесь школы и больницы, всячески пытаются помочь нуждающимся. Ну и наконец, были «кровники», верящие в идеалы социализма. Они – самые ярые единомышленники, отличающиеся дикой свирепостью. Однажды я присутствовал при избиении ими их же 14-летнего пацана, который уснул на посту. Но с другой стороны, из-за его оплошности всех могли перерезать…

Аксакалов надо было «подмазать»

К сединам в Афганистане следует относится уважительно. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер
К сединам в Афганистане следует относится уважительно. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер

– Я был руководителем группы. Не взирая на «зеленый» возраст, мне часто доверяли разработку боевых операций. Когда приходилось выполнять их в аулах, первым делом находил местных старшин – самых уважаемых людей, аксакалов – и преподносил им небольшие подарки. А еще старался объяснить: мол, отцы, поставьте себя на наше место – есть боевая задача, мы не можем ее не выполнить, но вреда вам и вашим семьям не причиним. Они это понимали и, бывало, в благодарность за уважение и почтение с нашей стороны подсказывали и выручали в самых экстремальных ситуациях.

***

О своих афганских буднях Иван рассказывает с улыбкой. Говорит, иначе нельзя. На вопрос о том, приходилось ли убивать, отвечает утвердительно. Это были враги. Либо ты, либо тебя.

Однако наш герой убежден в бессмысленности той войны. Но то сегодня. А сорок лет назад ребята (в том числе и Иван), шедшие на смерть, верили в то, что так нужно Родине. Да и выбора у них не было.