Подача документов закончилась, а вопросы остались. Почему «недобор»?

1867
П. ЛЕВАНОВИЧ. Фото на титуле: mogilevnews
МГУ имени Аркадия Александровича Кулешова. Нынешним летом «проседают» в основном фундаментальные специальности, а вот профессии, обращенные в будущее, бьют все имеющиеся рекорды.
На фото выпускник факультета математики и естествознания Егор Малейко. МГУ имени А.А. Кулешова. Вступительная кампания 2022. Фото носит иллюстративный характер
На фото выпускник факультета математики и естествознания Егор Малейко. МГУ имени А.А. Кулешова. Вступительная кампания 2022. Фото носит иллюстративный характер

Смотреть результаты приема документов в университет (бюджет, дневная форма получения образования)

Назвать эту вступительную кампанию в один из старейших университетов Беларуси не совсем удачной нельзя – все-таки большинство специальностей в вузе сумели закрыть бюджетные места. Есть и вовсе прорывные направления. Например, на специальности «Правоведение», «Экономическое право» конкурс почти 9 человек на место. Вот, правда, проходные баллы не такие уж и высокие – 215 (нижний порог). Для сравнения, на специальность «Английский с французским» – 270 (почти 2 человека на место).

Что в тренде?

Относительно неплохо дела обстоят со специальностями «Социальные коммуникации», «Программное обеспечение информационных технологий». Словом, у абитуриентов пользуются популярностью профессии, которые связаны с будущим, – иностранные языки, IT-технологии, финансы. Можно сказать, эти три направления сегодня в тренде во всем мире.

Что проседает?

Проседают специальности, связанные с фундаментальными науками, – физикой, теоретической математикой, биологией, химией, филологией. Нынешняя вступительная кампания в МГУ имени А.А. Кулешова – тому ярчайший пример. На «Физику» 12 мест недобор. Программистов и финансистов у нас будут сотни, а вот тех, кто знает, как все это реально работает – единицы. Мы становимся нацией потребителей. Вот простой пример: у вас в руках мобильный телефон, вы можете позвонить, списаться с друзьями в мессенджерах. Но вы и понятия не имеете, как этот телефон устроен. По сути, уж простите за такое сравнение, вы ничем не отличаетесь от древнего человека, который думает, что гроза – это стрелы Перуна.

Приблизительно то же самое с филологией и историей. Сегодня – извините, отвлекусь – у меня был любопытный диалог с племянником. Сейчас он на каникулах, целыми днями сидит в телефоне, смотрит какие-то «стремные» «видосики» и очень обижается, когда я выгоняю его поиграть в футбол на улицу или прошу почитать книгу. Говорит, что сейчас книги никто не читает. А ведь я предлагал классику, Томаса Манна. Вообще, в нашем обществе знания становятся частью какой-то странной пост-культуры, когда сами по себе значения они не имеют. Вы прекрасно осведомлены, как работает «мобилка», но двоечник из соседнего «Б» класса продает эти «мобилки» в «А1» и ездит на «Мерсе», а вы, пардон, передвигаетесь на маршрутке, ну, если деньги, конечно, есть. Не важно быть, а важно слыть! Старая Грибоедовская мудрость…

Еще одна «проблема», которую, думаю, стоит если не обсудить, то заявить о ней… На историко-филологическом факультете впервые за долгие годы нет набора на специальность «Белорусский язык и литература». Почему? Не нужны люди, которые не только слышали о Купале и Богдановиче, но и читали их? А кто лет через пять будет преподавать? Откуда возьмутся специалисты? Риторический вопрос...