Даже если они никогда не общались с Далай-ламой и не всегда аплодировали Высоцкому

3058
Евгений БУЛОВА. Фото автора
В судьбе могилевского художника Вадиса Красовского нет ни одного фрагмента, связанного с банковской деятельностью, при которой человек обязательно где-то соприкасается с реальными деньгами.И в то же время его творчество имеет ярко выраженный денежный колорит, ведь он создает портреты известных личностей из монет.
Вадис Красовский на своей авторской выставке. Могилев, июль 2022 года.
Вадис Красовский на своей авторской выставке. Могилев, июль 2022 года.

«А ведь это была наглость с моей стороны»

Более того, скоро многие из вас уже не смогут назвать какую-нибудь «звезду» (в музыке, литературе, политике, живописи) над портретом которой не трудился бы Вадис.

И не просто трудился, а добивался впечатляющих результатов. В качестве примера такого результата приведу ситуацию из нашей недавней с ним беседы в выставочном зале Музея истории Могилева, где недавно проходила его персональная выставка. Очень яркая и запоминающаяся.

Мы разговаривали, сидя на диванчике, сбоку от портрета Владимира Высоцкого. Чуть правее на нас поглядывали Далай-лама, Мао Цзэдун, Ганди, Елизавета Вторая…

Картины из монет Вадиса Красовского.
Картины из монет Вадиса Красовского.

Вадис рассказывал о своем отце, слесаре завода Куйбышева, который был очень большим поклонником творчества Высоцкого. А я то и дело поглядывал на изображение Владимира Семеныча.

И чем дольше я глядел на портрет, тем больше мною овладевало чувство уверенности в том, что на картине не знаменитый бард, а исполнитель роли Высоцкого в известном фильме «Спасибо, что живой» Сергей Безруков.

Портрет Сергея Безрукова в роли Владимира Высоцкого.
Портрет Сергея Безрукова в роли Владимира Высоцкого.

Наверное, думаю, в этом месте художника подвело еще до конца не отточенное мастерство – он хотел увековечит всеми любимого артиста и исполнителя, а на портрете получилась только его копия. Ну, ничего, размышляю про себя далее, все-таки выкладывать монетными кругляшами изображение это вам не кисточкой махать, можно простить такую опложность.

И здесь Вадис вдруг произносит: «Живя со своим отцом, который уже дано нас покинул, я, условно говоря, жил с Высоцким. Отец ведь постоянно его цитировал, на него ссылался, включал записи песен. У него даже тембр голоса был такой же, как у Высоцкого. Потом я посмотрел фильм «Спасибо, что живой», который оставил двоякое впечатление, я так до конца и не понял, зачем надо было показывать именно эту сторону жизни Высоцкого. Так вот, на этой картине я запечатлел именно Сергея Безрукова».

«Ты изобразил Безрукова?» – прямо-таки возопил я, никак не ожидая такого поворота.

«Да. И посвятил картину своему отцу, – спокойно ответил Красовский. – Кстати, многие ведь до сих пор не знают, кто в этом фильме играл Высоцкого.

Вот это да! Выходит, автор своей неповторимой и достаточно сложной техникой сумел передать такие тонкие нюансы личности, о которых и подумать было даже непросто.

Галерист, предприниматель Леонид Молчанов и художник Вадис Красовский. Могилев, галерея Андрея Воробьева, 2022 год.
Галерист, предприниматель Леонид Молчанов и художник Вадис Красовский. Могилев, галерея Андрея Воробьева, 2022 год.

Не могу не поделиться еще и очень понравившимся (в первую очередь за экспромт) анекдотом, который, как я понимаю, родился у Вадиса буквально на ходу. Кто-то во время разговора позвонил ему по телефону, и здесь я вспомнил, что наша беседа ведь началась со слов Красовского: «Я сейчас приду к вам гости. С Буловой!» – «Ой, а что я вам плохого сделал?!».

Поклонники творчества Красовского, а их становится все больше и больше, знают, что свою «монетную» творческую деятельность он начал после судьбоносной встречи с Никасом Сафроновым, домой к которому заявился 11 августа 2016 года.

«А ведь это была наглость с моей стороны, – признается Вадис. – Вы же только представьте, вот сидит себе обычный художник, что-то там рисует, колупается, а потом вдруг думает, дай-ка я к мэтру наведаюсь, поинтересуюсь его мнением по поводу своей работы. Мне тогда все говорили: «Вадис, ты больной? Какой Никас? Ему что, больше делать нечего?». И если бы Сафронов тогда отверг мой порыв, я бы бросил монеты. Но он сказал: «Окей, мне это нравится. Я уверен, что твое творчество найдет отклик у людей».

Вадис Красовский и Никас Сафронов. Москва, 2016 год.
Вадис Красовский и Никас Сафронов. Москва, 2016 год.

«Я бы оставался одним из многих»

Кстати, в этом году помимо недавнего 50-летия Вадис отмечает и 30-летие своего творчества. Начинал от как художник-график, без какого-либо академического образования.

«В самом начале 1990-х годов моя служба в армии проходила в армейском клубе, – вспоминает Красовский. – Имея музыкальное образование по классу фортепиано и трубы (незаконченное), приобщился к духовому оркестру. А там была еще и художественная мастерская, где я познакомился с профессиональным художником, который предложил научить меня рисовать… Я не был в могилевской тусовке художников и практически никого не знал. Помню одну свою картину в стиле фэнтази продавал возле стадиона «Спартак». Рисовал графику. Многое – на заказ. Портреты покупали в Америку, в одну и в другую, в Австралию. Но оставаясь графиком, я бы оставался одним из многих».

Постепенно Вадис начал создавать портреты из монет тех известных людей, чьи лица уже были на деньгах – Пикассо, Елизавета II, Мао Цзэдун, Николай II, Ганди… Собственно, это и был начальный костяк, основа истории, которая продолжается по сей день.

Один портрет из монет – это две недели непрерывного труда. Пока, по словам художника, жить за счет творчества не представляется возможным. Но Вадис постоянно экспериментирует, движется вперед, не стоит на месте. Сейчас планирует от портретов перейти к картинам в более широком смысле этого слова.

К слову, был он и в бизнесе, занимался розничной, оптовой торговлей. Но в 2011 году оставил это занятие.

Естественно, есть и такие люди, кто не считает творчество Красовского искусством. В их адрес художник сказал следующее: «Я даже хочу, чтобы кто-то из тех, кто полагает, будто мою деятельность нельзя отнести к жанру искусства, вызвал меня на спор, на диалог и доказал свою правоту. Никто пока что этого не сделал!».

Не забудьте позвонить родителям

В завершение беседы Вадис не забыл вспомнить свою маму. Правда, в контексте повествования о Пабло Пикассо:

«Пикассо ведь всегда брал маму на все свои выставки, – с улыбкой пояснил он. – Для нее это было испытание глядеть на все его квадратные и треугольные изображения. Но мама всегда с удовольствием приходила и говорила: «Я ничего не понимаю, что здесь нарисовано. Но все равно ты молодец!».

Вадис со своей мамой Любовью Арсеньевной.
Вадис со своей мамой Любовью Арсеньевной.

В субботу, 9 июля, маме Вадиса, Любови Арсеньевне, исполнилось 73. Она по профессии швея. На современном слэнге это называется модельер. И вообще – рисовать он научился именно у нее.

Если честно, то еще одно посещение выставки Красовского и наш с ним задушевный разговор не только эстетически облагородили мою душу, но и каким-то необъяснимым образом вернули память к тому времени, когда были живы и мои мама и папа.

Наверное, дав возможность взглянуть на портреты мировых знаменитостей и вскользь затронув своих родителей, художник, сам о том не догадываясь, реализовал некие всем нам хорошо известные, но малость подзабытые нравственные тезисы. Даже библейские. В том числе напомнив и о том, что не надо забывать, как минимум, звонить своим родителям. Даже если те никогда не общались с Далай-ламой и не всегда аплодировали Высоцкому с Аллой Пугачевой.