За полгода на дорогах Могилевской области виновниками 164 автоаварий стали дикие животные

1120
Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото на титуле pixabay
Выбегающие на автодорогу дикие животные могут спровоцировать серьезные ДТП, в том числе и с гибелью людей.

В конце октября 2020 года неподалеку от агрогородка Вишово Белыничского района на автодороге Минск-Могилев выскочивший прямо под колеса автомобиля лось стал виновником гибели 24-летней могилевчанки. В результате аварии девушка оказалась зажатой в покореженном салоне автомобиля, спасатели ее деблокировали, но спасти пострадавшую не удалось – от полученных травм она скончалась на месте.

Результат столкновения с лосем в Осиповичском районе в 2021 г. Фото ГАИ УВД облисполкома
Результат столкновения с лосем в Осиповичском районе в 2021 г. Фото ГАИ УВД облисполкома

11 июня 2021 года в Осиповичском районе на 117-м км автодороги Минск-Гомель выбежавший на проезжую часть лось стал виновником страшного ДТП, в результате которого погиб 32-летний мужчина-минчанин.

Уже в нынешнем июле дикие животные спровоцировали несколько ДТП в Могилевской области, в которых пострадало 4 человека, в том числе 6-месячный ребенок. Одно из них произошло 2 июля в районе деревни Чернилово Мстиславского района, второе – 3 июля в Бобруйском районе, неподалеку от деревни Михайловка. В обеих случаях на дорогу выходили лоси. К счастью, люди хоть и были травмированы, но остались живы.

Как сообщили нам в пресс-службе областного ГАИ, за первую половину нынешнего года на дорогах Могилевской области из-за вышедших на проезжую часть диких животных произошло 2 ДТП, в которых пострадали люди, и 162 автоаварии с механическими повреждениями. 40 из них – в Могилевском районе.

– Выделить какие-то особо опасные участки достаточно сложно, случаи наезда на животных регистрируются практически во всех районах области и не носят какой-то конкретной привязки к местности, – говорит сотрудница пресс-службы ОГАИ Ольга Вершубская. – Там, где вероятность достаточно высока, устанавливаем знаки «Дикое животное». Водитель, увидев его, должен снизить скорость и быть готовым объехать или пропустить выбежавшего на проезжую часть зверя. И это тот случай, когда не стоит надеяться на «авось», ведь даже небольшая по сравнению с лосем или оленем косуля может стать виновницей серьезной аварии.

– Говорить о том, что на каких-то участках автодорог дикие животные появляются чаще всего затруднительно, – считает и заместитель начальника отдела Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Шинкевич. – Такие случаи могут происходить практически в любом месте, где вдоль дороги есть лес. Выше опасность совершить наезд конечно же на скоростных трассах – и не потому, что тут чаще животные появляются, а потому, что водители не успевают снизить скорость и избежать столкновения или объехать животное. Хотя даже если та же косуля просто стоит на обочине, то не стоит надеяться на то, что она пропустит автомобиль и только потом станет пересекать дорогу, -- нужно сразу сбрасывать скорость и соблюдать предельную осторожность. Косули очень быстрые и решение перебежать трассу животное может принять в любой момент. А может просто развернуться и уйти назад в лес, не угадаешь.

Жертва ДТП на автодороге Минск-Гомель вблизи деревни Бояры 18 апреля 2019 года. Фото ГАИ РОВД.
Жертва ДТП на автодороге Минск-Гомель вблизи деревни Бояры 18 апреля 2019 года. Фото ГАИ РОВД.

Но наш комитет отдельной статистики по таким фактам не ведет, мы чаще просто выезжаем в составе комиссий на место происшествия, когда нужно составить акт о гибели дикого зверя под колесами и зафиксировать обстоятельства случившегося.

– Как правило, ОГАИ сразу сообщает нам о ДТП с участием диких животных, эту информацию мы передаем в Минск, дежурному Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ. Она регистрируется там в специальном журнале, анализируется. Безусловно, и сами держим все подобные случаи на контроле.

Могу добавить, что согласно нашей статистике, только за май зарегистрировано 65 случаев, под колесами автотранспорта пострадало 47 косуль, 15 лосей и 3 оленя. Фактов наезда на диких кабанов практически нет, трудно сказать почему, может этот зверь более осторожный, -- говорит заместитель начальника отдела Могилевской областной инспекции охраны животных и растительного мира Дмитрий Мельников. – Чаще всего в мае ДТП с участием животных случались на автодорогах «Одесса-Санкт-Петербург» (15), «Минск-Гомель» (14), «Минск-Могилев» (7). Так что здесь водителям нужно быть особо внимательными.

Кстати, мы выезжаем на место происшествия в том числе и в тех случаях, когда на дороге обнаружено сбитое животное, а водитель с места происшествия скрылся, не посчитал необходимым вызывать ГАИ. Особенно если автомобиль не получил видимых повреждений… Это грубейшее нарушение, но почему-то не все считают необходимым соблюдать закон. До сих пор помню случай пятилетней давности, когда на границе Белыничского и Березинского района (Минская область) был обнаружен погибший под колесами автомобиля медведь. Виновника так и не нашли, скорее всего это была какая-то фура, потому что на месте ДТП не было ни обломков бампера, ни осколков разбитой фары. Медведя было жалко очень…

Кто сбил медведя выяснить не удалось. Фото предоставлено Дмитрием Мельниковым
Кто сбил медведя выяснить не удалось. Фото предоставлено Дмитрием Мельниковым

Случается и другое (справедливости ради нужно отметить, что достаточно редко), когда водитель проезжающего автомобиля видит лежащую на дороге косулю или другое дикое животное, останавливается, загружает его в багажник и жмет на газ. В надежде, что никто не увидит! Несколько лет назад подобный случай был даже в Могилеве, в районе Казимировки. Водитель «прибрал к рукам» погибшую косулю, но оказался в поле зрения случайного свидетеля, который сообщил об этом в милицию. Виновника нашли, возбудили уголовное дело. Ведь это только с точки зрения обывателя, если зверь выбежал на дорогу, то он «ничейный» и его можно забрать. На самом деле все лесные обитатели принадлежат либо лесничеству, либо охотхозяйству, либо райисполкому, если эта территория не числится за вышеназванными организациями. И только они могут решать, каким образом погибшее животное будет утилизироваться.

Почему звери выбегают на дорогу, разве их не пугают звуки проезжающих автомобилей? И от сезона это как-то зависит?

– «Встроенная» природой в диких животных программа с необходимостью постоянно мигрировать берет верх над осторожностью, – считает Дмитрий Мельников. – В поисках еды, самок, новых территорий обитания, более богатых на пищу или более безопасных. Человек вклинился в эту программу со своими автотрассами, но если животное знает, что вон там поле, на котором есть еда, то оно все равно будет бежать туда. Кстати, чаще всего это случается рано утром или вечером, когда звери более активные и им нужно срочно искать пропитание.

По сезонам, большее число ДТП с дикими животными приходится на осень, когда у копытных период гона и главная цель найти подходящую самку, и весной – мало кормов, нужно быстрее бегать, чтобы прокормиться. Кроме того, именно весной беременные самки начинают прогонять своих детей от прошлогоднего помета, заставляют их уходить в другое место. А они молодые совсем, только от мамки оторвались, жизненного опыта нет, вот и прибиваются к населенным пунктам, автодорогам, особенно лосята. И именно молодняк чаще всего под колесами и оказывается. Гибнут сами, становятся виновниками травмирования и даже гибели людей…

Конечно, при строительстве скоростных автотрасс в проекте закладываются защитные заборы, но весь лес ими не огородишь. На территории лесничеств и охотхозяйств тоже на отдельных участках ставится в качестве ограждения опасных участков металлическая сетка, но, когда начинается ягодный и грибной сезон, люди нередко, чтобы не делать лишний путь к калитке, повреждают сетки, а в эти прорехи потом проходят и животные.

Что нужно помнить, находясь за рулем:

  • В ГАИ рекомендуют водителям внимательно следить за установленными на дороге знаками «Дикие животные», снижать скорость и быть предельно внимательными в зоне их действия, особенно в темное время суток.
  • Если на пути движения автомобиля или на обочине появилось дикое животное, необходимо максимально снизить скорость. В ночное время при такой встрече необходимо остановить автомобиль, выключить фары (но оставить включенными габариты), включить аварийку и дать возможность животному покинуть проезжую часть.
  • В случае, если подобное ДТП все-таки произошло, сообщить об этом дежурному ГАИ и дождаться приезда сотрудников госавтоинспекции.