«В образовании мы перейдем к индивидуальному обучению». Что думает народный учитель Беларуси о современной школе

677
Елена НИКОЛАЕВА. Фото автора.
Учитель физики Могилевского областного лицея №1 Валерий Барашков в 2016 году стал первым народным учителем Беларуси. За почти пятьдесят лет педагогической деятельности он подготовил более двухсот победителей областных и республиканских олимпиад и десять – международных.
Валерий Васильевич Барашков на уроке
Валерий Васильевич Барашков на уроке

Сегодня Барашков работает в лицее на полставки, ведет непрофильные классы и помогает молодым физикам в подготовке талантливых учащихся.

«Мне приходится всю жизнь учиться»

С Валерием Васильевичем мы поговорили о воспитании детей в современном мире, о том, как завоевать доверие учеников, и к чему должно прийти в конце концов наше образование, на его взгляд.

– Наука – такое направление, что ты никогда не готов ко всему, даже будь ты профессором... Поэтому мне приходится всю жизнь учиться, – говорит Барашков. – Сейчас информационный поток большой, не успеваешь следить за новыми достижениями науки и открытиями. Когда я работал в лицее с физматом, всегда говорил своим ученикам: у меня задача не столько научить вас физике, сколько дать вам за три года решения сложных задач понимание, что вы ничего о ней не знаете. Но при этом важно сделать так, чтобы у детей всегда оставалось желание узнать, а что же там скрыто еще...

«По-настоящему высшее педагогическое образование я получил в сельской школе»

– Наверное, за столько лет работы учителем у вас выработались свои методики, как заинтересовать учеников?

– Скажу так... Я получил высшее образование в педагогическом институте, где у меня были неплохие учителя. У некоторых не было званий, зато они были педагоги от Бога. Но все, что я узнал в институте – это была теория педагогики. По-настоящему высшее педагогическое образование я получил в Осиновской сельской школе Чаусского района, где работал 17 лет.

При том, что у меня богатый опыт учительства, все равно каждый год приходишь к переосмыслению своей работы и подходов к обучению и воспитанию детей. Методики, которые я пытался открыть 40 лет назад в сельской школе, не подходили для города, тем более для лицея. Да и здесь – каждый год все по-новому.

«Чтобы дети были внимательнее, я иногда специально на доске делаю ошибки»

– Сегодня дети растут уже в более технологичном мире – и к ним нужен другой подход, – говорит Валерий Барашков. – Работать стало сложнее, потому что изменился фон. Молодые люди получают много информации извне: интернет, СМИ...

Если раньше воспитание у нас было семейное, уличное, то есть социума, где ты вырос, – страновое, так назовем, то сейчас воспитание стало, к сожалению, интернациональным. Когда льется поток информации, причем зачастую фейковой, отсеять правду от лжи очень трудно. Поэтому детей нужно обязательно учить работе с информацией, аналитическому мышлению и критическому восприятию.

С другой стороны, появление новых технологий играет злую шутку и в том, что сейчас учителю трудно удержать внимание учеников. Даже в лицее появились дети, которым просто ничего не нужно. Раньше таких у нас почти не было.

Уже лет восемь, когда смартфон стал доступен большинству, ребята начали тотально списывать. Я даже несколько раз ловил свой класс на том, что все списали у одной девочки. Она допустила ошибку, и одноклассники, списывая, повторили ее. Теперь, чтобы дети были внимательнее, включали мышление, я иногда даже специально на доске делаю ошибки. В общем, новое время порождает свои проблемы, которые учителю тоже приходится решать.

«Пока мы ранжируем учеников по возрасту, а не по уровню развития мозга»

– Вам не кажется, что учителя с возрастом становятся мягче?

– Конечно. В молодости думаешь: все, сейчас всех заставлю учиться, дисциплинирую... Не все так просто. Жизнь гораздо многообразнее. На бумаге нет ям, оврагов и гор.

В молодости, после двух лет работы в филиале Института физики, я поехал работать в Чаусский район. Поначалу был очень требователен, давал ученикам сложные задания, заставлял много работать. Но скоро понял, что таким макаром могу только отбить у детей желание учиться. Пришлось изменить подходы к преподаванию предмета и учить прежде всего любить его.

На мой взгляд, чтобы сделать прорыв в образовании, для начала нужно понять, как работает мозг человека.

Сейчас вот перед вашим приходом занимался с девочкой-олимпиадницей по физике: у нее первое место на республике. Ей нельзя учиться со всеми вместе даже в физмат классе. Ведь по математике и физике она на две-три головы выше других детей. Одаренный человек. Для таких даже лицейская программа слабовата.

Но пока что мы ранжируем учеников по возрасту, а не по уровню развития мозга. Поэтому я думаю, что скоро в образовании мы подойдем к индивидуальному обучению. Музыкантов как учат? Один на один. Репетиторы тоже в основном один на один занимаются с учеником. А мы учим 25, а в институте – все сто человек в потоке. Но это же только передача информации, а чтобы научить, нужен индивидуальный подход.

В институте олимпиадники зачастую попадают в общую массу и в конце концов через несколько лет усредняются. Значит, одаренного человека нужно вовремя поддержать и на следующих этапах после школы.

Раньше говорили, что талант – это 1% способностей, 99 % труда. Раньше, это может, была правда, сейчас же процентов на 60 – дело случая, куда ты попал. Если в вузе попался нерадивый руководитель, смотришь – человек через пару лет бросил науку...

Валерий Васильевич Барашков на занятиях с олимпиадниками
Валерий Васильевич Барашков на занятиях с олимпиадниками

«Не всегда успеваемость в школе показатель успешности человека в будущем»

– Как найти подход к ученику и раскрыть его таланты?

– Чтобы раскрыть потенциал человека, нужно ему улыбнуться, тактично «погладить», чтобы он почувствовал доброту и ласку. Не со всеми, конечно, это работает. Но в большинстве своем, даже те, у кого что-то не получается, начинают стараться, да и к педагогу относятся с большим уважением. У меня есть ученица, у которой не все по физике получается, но много раз, уходя из класса, она мне говорила: «Спасибо за урок!». И мне так хочется, чтобы у нее была десятка по физике... Пока не дотягивает, но впереди еще год.

Впрочем, надо сказать, что не всегда успеваемость в школе показатель успешности человека в будущем. Я иногда встречаю своих учеников, которые с трудом учились, были на грани отчисления, но узнаешь, как сложилась их жизнь, и понимаешь, как ты их недооценивал. В них что-то-то другое скрыто, другие таланты, которые нужно искать и поддерживать. Для этого нужно давать ребенку попробовать себя в разных направлениях.

Говорю своим ученикам: пока у вас есть силы, пока содержат родители, учитесь всему, что только можно. В том числе работать руками: плотничать, пчел разводить, готовить... Это основа жизни – практическая. Чем больше вы умеете сами, тем больше вы цените работу других. А если вы любите только самого себя, это конец.