Как «обустроить» квадратные метры с пользой?
Меж тем, ничего этого могло бы и не быть. Раньше на месте комплекса стоял подвал с никому не нужным хламом, находящийся на балансе технологического колледжа. Но в 2015 году учебное заведение объединили с МГЭПТК, а там у руля, как известно, – историк и просто человек с кипучей энергией Олег Баханович.
Он ранее и на базе своего колледжа открыл несколько музейных центров, а теперь здесь – на второй площадке – решил «обустроить» заброшенные квадратные метры с пользой.
– Мы живем по принципу: помним прошлое, живем настоящим, думаем о будущем, – говорит на это Олег Адамович. – На событиях из жизни наших предков следует учиться, и то хорошее, что было, надо оставлять. А плохое… по возможности, не наступать на те же грабли. Руководствуясь этим, мы решили осуществить масштабный исторический проект.
Из подвала вывезли 14 грузовиков мусора. И буквально за 9 месяцев создали комплекс «Спадчына роднага краю».
Здесь 17 исторических залов. И располагаются они на 345 квадратных метрах. Содержат более 3 тысяч различных экспонатов. Есть и по-настоящему уникальные, переданные в музей работниками и друзьями экономического колледжа. Впрочем, обо все по порядку.
Зал воинской доблести: зачем немцам нужны были «хлорницы»?
Это, пожалуй, сердце экспозиции. В зале – информация и экспонаты, посвященные всем войнам, когда-либо проходившим на территории Могилевщины или с участием могилевчан (начиная с XV века и до Афгана).
Выделяются макеты-диорамы, воссоздающие поля сражений, сожженные деревни. Их своими силами сделали учащиеся и работники МГЭПТК во главе с заместителем директора Александром Матолиным.
– Вот деревня Усакино на Кличевщине, – подводит к одной из диорам ее автор. – Макет разделен на две части: те места во время войны и в наши дни. Чтобы максимально точно воссоздать картину, мы выезжали на местность, разговаривали со старожилами. Когда слышишь рассказ старенькой бабули о том, как там свирепствовали фашисты, понимаешь, насколько важен наш музейный проект… Чтобы люди не забывали. Мы даже грунт для макета брали из Усакино, чтобы было приближено к реальности.
О Великой Отечественной войне сотрудники экономического колледжа стараются рассказывать «живым» языком, всячески заинтересовать посетителей комплекса. Это видно.
– Как думаете, что это? – подводит меня к очередному стенду Александр Матолин. – Косметика для немцев. Они шли воевать подготовленные. Вот вазелин для рук, чтобы кожа не трескалась… А вот «хлорница», – показывает собеседник какую-то миниатюрную штуку, издалека похожую на зажигалку. – Порошок из нее фашисты добавляли в воду, чтобы продезинфицировать. В общем, хотели жить на чужой земле с комфортом.
Есть в зале и те самые «смертные медальоны», по которым узнавали погибших.
– У каждого солдата такой имелся, – присоединяется к экскурсии заведующий отделением второй ступени колледжа, историк Дмитрий Петров. – Если человек погибал, его товарищ должен был вскрыть медальон и написать на бумажке фамилию и звание погибшего. Так и делали, однако до сих пор останки многих защитников Отечества не опознаны. А дело в том, что данные солдаты писали химическими карандашами, и за годы эти надписи выцвели… До сражения же некоторые и вовсе предпочитали медальоны оставлять пустыми: считалось, если заполнишь «смертный медальон», то следующий бой не переживешь…
Зал Геноцида: самое жуткое место в музейном комплексе
В нем в буквальном смысле становится трудно дышать. Для зала геноцида неспроста выбрано узкое помещение, где и развернуться-то сложно.
Более тысячи исторических материалов и фотографий для этой экспозиции были предоставлены прокуратурой Могилевской области.
На стенах – репродукции картин Михаила Савицкого. Того, что сам чудом выжил в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау, и писал так реалистично о войне, как никто до него.
Все художественные полотна в этом и других музейных залах оформлены учащимися и сотрудниками МГЭПТК под руководством педагога Дануты Чех-Астрашевской.
– Данута Сергеевна – находка для нашего колледжа, – констатирует Олег Баханович. – Визуальное оформление музейного комплекса – это, в первую очередь, ее труд. Колоссальный труд. И, бесспорно, талант.
Зал советского периода: «от сохи до атомной бомбы»
Кстати. В каждом из 17 залов играет музыка или декламируются стихи в записи. Это, подчеркивает директор колледжа, создает нужное настроение.
Так вот в зале советского периода ВИА «Самоцветы» обещают, что «Вся жизнь впереди…» Задорно так обещают, оптимистично.
Хотя в экспозиции не все радужно. Здесь не скрывают, что был 1937 год, было стукачество и наушничество, было раскулачивание. Что говорить, даже родного деда Олега Бахановича по доносу расстреляли, а отец руководителя колледжа, прошедший в юности пять концлагерей, в паспорте был «помечен», как «сын врага народа»…
– По-разному оценивают советский период, но есть цифры и факты, с которыми не поспоришь, – комментирует Дмитрий Петров. – После Первой мировой осталась аграрная страна с более чем 70-тью процентами необразованного населения… И за полтора десятилетия она превратилась в промышленно-индустриальное государство.
***
Дальше по музейному комплексу мы с вами не пойдем. Как-никак еще полтора десятка различных экспозиций! Лучше сделайте это сами. Загляните как-нибудь в Могилевский экономический профессионально-технический колледж (корпус 2, Челюскинцев, 56) и оцените новый музей лично. К тому же, он, вероятнее всего, вскоре будет включен в республиканский туристический маршрут и за вход придется платить. Пока это можно сделать бесплатно.