Однажды в Могилеве. Хиппи-студия имени Валика Михайлова против «Коламбии пикчерс»

419
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Материалы серии «Однажды в Могилеве» дают читателям возможность совершать небольшие путешествия в прошлое нашего города и его жителей, которые ведь не только строили социализм.
Съемки так и не сохранившегося хиппи-фильма. Слева стоит Валентин Михайлов. Могилев, 1970-е годы.
Съемки так и не сохранившегося хиппи-фильма. Слева стоит Валентин Михайлов. Могилев, 1970-е годы.

Не секрет, что «Мосфильму» уже 98 лет, «Коламбия пикчерс» постарше будет, ей уже 104 года. Чешскому «Баррандову» 101 год.

А вы знаете, что могилевской хиппи-студии имени Валика Михайлова в этом году исполнилось 45. Чем не повод вспомнить некоторые фрагменты истории творческого объединения, которое, правда, в отличие от «Каламбиев» и прочих «Парамаунтов», просуществовало не очень долго. Но тоже оставило в истории кинематографического андерграунда незабываемый след.

А началось все с Саши Попова, у которого в середине семидесятых вдруг обнаружилась кинокамера, на которую он снимал всякие бытовые сюжеты. Более целенаправленные действия стали проявляться после того, как к процессу присоединились товарищи по хипповскому движению. Валик Михайлов, Славка Кот, Паша Нырков стали предлагать всевозможные концептуальные сюжеты, во многом пародирующие нашу тогдашнюю действительность. Не чурались «сценаристы» и черновой актерской работы. Особенно в этом отношении преуспел Павел, а также быстро влившиеся в творческий процесс Плейшнер, Миня, Пит, Серый...

К сожалению, качество фильмов, а их сохранилось 10 штук (!), оставляет желать лучшего. Не совсем профессиональный процесс оцифровки старых, уже начавших осыпаться 8-миллиметровых кинолент не позволил выйти на достойный уровень. Озвучка сюжетов (а любительское кино в то время вначале записывалось немым) тоже далека от идеала.

Внимание, идет съемка! Рисунок автора.
Внимание, идет съемка! Рисунок автора.

Назову вам все десять фильмов (в интерпретации Валентина Михайлова), которые накануне своего ухода в иной мир (именно тогда студия была названа его именем) «режиссер» передал автору этого материала: «Бухара», «Гауя», «Рок-группы», «Детектив», «Драка на острове», «Красная шапочка», «Мода», «Монстр», «Открытие дабла», «Чечевичи».

Павел Нырков. Могилев, 2022 год.
Павел Нырков. Могилев, 2022 год.

Предлагаем вашему вниманию немой фрагмент снятого в июне 1977 года хиппи-фильма «Рок-группы». Сюжет картины незамысловат: вышеотмеченные молодые люди пародируют современных (на тот момент) рок-звезд, в качестве инструментов используя попавшие под руку орудия труда – лопаты, грабли, вилы, швабры… Присутствие в кадре реальной, к примеру, скрипки приветствовалось и даже поощрялось.

Немой фрагмент (Плейшнер, Нырков и скрипач) хиппи-фильма «Рок-группы», 1977 год.
Павел Нырков (слева) и Серый. Могилев, 1970-е годы.
Павел Нырков (слева) и Серый. Могилев, 1970-е годы.

Мне всегда было интересно узнать, как современная молодежь воспринимает подобное творчество. Вот что по этому поводу несколько лет назад сказали 20-летние собеседники:

Плейшнер, 1970-е годы.
Плейшнер, 1970-е годы.

Юлия: «Кто такие хиппи, мы знаем давно. Из книжек, фильмов, кинохроники того времени. 70-е года – время расцвета этой западной культуры. Её приверженцы выступали за пацифизм, носили клеш, слушали «The Beatles», «Led Zeppelin»… В то время как на Западе хиппи продвигали свои идеи и, не боясь, протестовали, в СССР на молодежь, поддерживающую этих идей, смотрели недоверчиво и всячески старались усмирить…Прошло более 40 лет с того времени, прогресс шагнул далеко вперед, и мы уже представить не можем, что значит слушать пластинки, носить с собой магнитофон, и видеть своих кумиров только на картинках. Теперь все стало намного проще, и нам не понять, каково это, ходить по улице, рискуя быть остриженным».

Плейшнер, 2019 год.
Плейшнер, 2019 год.

Виктория: «Смотришь фильм и не замечаешь того момента, когда происходит переход сознания в 70-е. В то самое время экстремальных джинсов-клеш, бессмертного рок-н-ролла, длинных волос и тяги к свободе. «Занимайтесь любовью, а не войной!», таким был лозунг «детей цветов».

Занимайтесь музыкой! Особенно на свежем воздухе! Могилев, 1970-е годы.
Занимайтесь музыкой! Особенно на свежем воздухе! Могилев, 1970-е годы.

Немного необычно наблюдать за жизнью хиппи в советском Могилеве. Мне импонирует мировоззрение хиппи, тот стиль жизни, присущий им пацифизм и стремление быть независимыми. Это прекрасно, ведь каждый из нас является свободным человеком, имеющим право жить так, как ему хочется и быть просто счастливым от того, что он живет в этом мире».

Валентин Михайлов, под Могилевом, 1970-е годы.
Валентин Михайлов, под Могилевом, 1970-е годы.

Артем: « Тема молодёжных субкультур довольно интересная и посему нещадно эксплуатируется журналистами уже не первый год. Правда, пишут и снимают сегодня всё больше о «модных» в наше время движениях: эмо, готах, рэперах, альтернативщиках, стритрейсерах, анимешниках, геймерах и т.д. Потому экскурс в 1970-е в мир хиппи смотрится довольно необычно».

Продолжение следует.