Не секрет, что «Мосфильму» уже 98 лет, «Коламбия пикчерс» постарше будет, ей уже 104 года. Чешскому «Баррандову» 101 год.
А вы знаете, что могилевской хиппи-студии имени Валика Михайлова в этом году исполнилось 45. Чем не повод вспомнить некоторые фрагменты истории творческого объединения, которое, правда, в отличие от «Каламбиев» и прочих «Парамаунтов», просуществовало не очень долго. Но тоже оставило в истории кинематографического андерграунда незабываемый след.
А началось все с Саши Попова, у которого в середине семидесятых вдруг обнаружилась кинокамера, на которую он снимал всякие бытовые сюжеты. Более целенаправленные действия стали проявляться после того, как к процессу присоединились товарищи по хипповскому движению. Валик Михайлов, Славка Кот, Паша Нырков стали предлагать всевозможные концептуальные сюжеты, во многом пародирующие нашу тогдашнюю действительность. Не чурались «сценаристы» и черновой актерской работы. Особенно в этом отношении преуспел Павел, а также быстро влившиеся в творческий процесс Плейшнер, Миня, Пит, Серый...
К сожалению, качество фильмов, а их сохранилось 10 штук (!), оставляет желать лучшего. Не совсем профессиональный процесс оцифровки старых, уже начавших осыпаться 8-миллиметровых кинолент не позволил выйти на достойный уровень. Озвучка сюжетов (а любительское кино в то время вначале записывалось немым) тоже далека от идеала.
Назову вам все десять фильмов (в интерпретации Валентина Михайлова), которые накануне своего ухода в иной мир (именно тогда студия была названа его именем) «режиссер» передал автору этого материала: «Бухара», «Гауя», «Рок-группы», «Детектив», «Драка на острове», «Красная шапочка», «Мода», «Монстр», «Открытие дабла», «Чечевичи».
Предлагаем вашему вниманию немой фрагмент снятого в июне 1977 года хиппи-фильма «Рок-группы». Сюжет картины незамысловат: вышеотмеченные молодые люди пародируют современных (на тот момент) рок-звезд, в качестве инструментов используя попавшие под руку орудия труда – лопаты, грабли, вилы, швабры… Присутствие в кадре реальной, к примеру, скрипки приветствовалось и даже поощрялось.
Мне всегда было интересно узнать, как современная молодежь воспринимает подобное творчество. Вот что по этому поводу несколько лет назад сказали 20-летние собеседники:
Юлия: «Кто такие хиппи, мы знаем давно. Из книжек, фильмов, кинохроники того времени. 70-е года – время расцвета этой западной культуры. Её приверженцы выступали за пацифизм, носили клеш, слушали «The Beatles», «Led Zeppelin»… В то время как на Западе хиппи продвигали свои идеи и, не боясь, протестовали, в СССР на молодежь, поддерживающую этих идей, смотрели недоверчиво и всячески старались усмирить…Прошло более 40 лет с того времени, прогресс шагнул далеко вперед, и мы уже представить не можем, что значит слушать пластинки, носить с собой магнитофон, и видеть своих кумиров только на картинках. Теперь все стало намного проще, и нам не понять, каково это, ходить по улице, рискуя быть остриженным».
Виктория: «Смотришь фильм и не замечаешь того момента, когда происходит переход сознания в 70-е. В то самое время экстремальных джинсов-клеш, бессмертного рок-н-ролла, длинных волос и тяги к свободе. «Занимайтесь любовью, а не войной!», таким был лозунг «детей цветов».
Немного необычно наблюдать за жизнью хиппи в советском Могилеве. Мне импонирует мировоззрение хиппи, тот стиль жизни, присущий им пацифизм и стремление быть независимыми. Это прекрасно, ведь каждый из нас является свободным человеком, имеющим право жить так, как ему хочется и быть просто счастливым от того, что он живет в этом мире».
Артем: « Тема молодёжных субкультур довольно интересная и посему нещадно эксплуатируется журналистами уже не первый год. Правда, пишут и снимают сегодня всё больше о «модных» в наше время движениях: эмо, готах, рэперах, альтернативщиках, стритрейсерах, анимешниках, геймерах и т.д. Потому экскурс в 1970-е в мир хиппи смотрится довольно необычно».
Продолжение следует.