Группа «Кровь, пот и слезы» первой пробила железный занавес социализма

1439
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
14 июня 1970 произошло одно небольшое событие, которое во многом предопределило развитие, не побоимся этого слава, мировой массовой культуры на ближайшую перспективу.
Конверт пластинки американской группы «Кровь, пот и слезы». 1970-й год.
Конверт пластинки американской группы «Кровь, пот и слезы». 1970-й год.

Рок-н-рольщиков нам только не хватало!

Речь о начале гастрольной поездки американской группа «Blood, Sweat and Tears» по Югославии, Румынии, Польше.

Казалось бы, что тут необычного? Но это с высоты сегодняшнего дня, а тогда…

Короче, это был первый официальный гастрольный тур западной рок-группы за железный занавес социализма! Ни больше, ни меньше!

Ситуация по этой теме в нашей стране на тот период была хорошо известна – «рок-н-рольщиков нам только не хватало!»

В Могилеве, понятное дело, атмосфера ничем другим особенно не отличалась. Вот, что вспоминает о 1970-ом старый коллекционер грампластинок Евгений Байков: «Было глухо, как в танке. Я тогда в основном занимался собирательством пластинок польских групп. И в том же, 1970-м году, в ноябре, уходил в армию. Сразу же попал в «учебку» в Печи.

А тут как раз в один из вечеров по белорусскому телевидению должны были показывать выступление могилевских «Оптимистов», где играли все мои хорошие знакомые – Хома, Апокин, Десятник, Адыров… Они мне об этом сообщили в письме.

Ансамбль «Оптимисты» выступают на одной из строительных площадок во время обеденного перерыва. Могилев, 1970-й год.
Ансамбль «Оптимисты» выступают на одной из строительных площадок во время обеденного перерыва. Могилев, 1970-й год.

Но передача должна была транслироваться где-то после 22.00. Я чуть ли не на коленях упрашивал старшину разрешить нам хотя бы краем глаза посмотреть на выступление. И уговорил -таки… Весь наш взвод смотрел эту незабываемую передачу.

Жалко, не стало недавно Саши Апокина. Мы с ним в очень хороших отношениях были. Однажды он привел ко мне одного паренька и говорит: «Жень, пусть он у тебя хорошей музыки послушает. Мне кажется, у него есть способности, из него может хороший гитарист получиться». Вот только никак уже не вспомню, что это за паренек был и как его звали».

Евгений Байков с пластинками польских исполнителей. Могилев, начало 1970-х годов.
Евгений Байков с пластинками польских исполнителей. Могилев, начало 1970-х годов.

Певец по фамилии Степанов

Вспомнил Евгений Байков и ситуацию с концертом в Могилеве певца с ничего не говорящей фамилией Степанов. «Вот его я хорошо запомнил, – говорит мой собеседник. – Хотя не знаю, чего это мы с Витей Быковым (известный могилевский музыкант – авт.) на этот концерт приперлись. После выступления познакомились с бас-гитаристом из его ансамбля, который пригласил нас к себе в номер гостиницы «Днепр».

Мы пришли, посидели, выпили, пообщались. Потом хозяин номера достает диск польской группы «Трубадуры». Повторюсь, в то время поляки были у нас на слуху. Хорошая пластинка, которую мы с интересом рассматривали, наверное, минут 20. И тут этот бас-гитарист вдруг говорит: «Запомните фамилию композитора Тухманова. Сейчас он мало кому известен, но скоро о нем заговорят». Так и произошло».

«Ну, за рок-н-ролл!». Евгений Байков со своими друзьями. Могилев, 2011 год.
«Ну, за рок-н-ролл!». Евгений Байков со своими друзьями. Могилев, 2011 год.

Что же касается гастролей группы «Blood, Sweat and Tears» в 1970 году (о которых мы ничего тогда и не слышали), то не лишней будет информация о том, что название коллектива (кстати, игравшего в стиле джаз-рок) переводится на русский язык как «Кровь, пот и слезы». Самое что ни на есть подходящее для того времени название, вызывающее ассоциации с непосильным трудом угнетенных капиталистами чернокожих работников, не разгибающих спины на хлопковых и иных плантациях. Хотя в ансамбле был всего-то один темнокожий музыкант.

Наверное, группе «Black Sabbath» («Черный Шабаш») вообще было бы нереально начать пробивать брешь в железном занавесе того времени, то есть 52 года назад.