В Могилеве достраивается Свято-Покровская церковь. Она станет настоящим украшением Подниколья

1459
П. ЛЕВАНОВИЧ. Фото автора
На берегу Днепра продолжается строительство Свято-Покровской церкви. Стены уже возведены, барочные купола устремлены в голубое июньское небо. Вокруг церкви – красивый забор, который еще монтируется, устанавливается чугунная обрешетка. Работают два крана, снуют рабочие, горы строительных материалов.

По сравнению с тем, что здесь было зимой, – небо и земля. Храм уже не выглядит как одинокая обитель на Соловках. Практически полностью оштукатурена и сверкает торжественной белизной звонница. Правда к одной из стен примыкают леса, а вокруг – мешки с цементом и торчащие из земли провода. Я попытался зайти внутрь звонницы, но быстро понял, что там слишком темно, поэтому сфотографировать ничего не получится.

Когда я приходил в прошлый раз, меня встретил довольно суровый сторож. Он все выпытывал: «А кто вы?» «А где ваши документы?» «А зачем вы здесь фотографируете?» Вчера никто меня не встречал, не допрашивал. Вокруг церкви сновали рабочие. Начальства не было. Не у кого было брать комментарий. Оставив за спиной звонницу, пошел в направлении церкви. Двое рабочих укладывали плитку на пороге церкви. Поздоровался. Спросил, можно ли пройти внутрь. Никто не ответил. Я набрался смелости и переступил через порог.

Вы сами все увидите на фотографиях. Я лишь могу охарактеризовать интерьер храма нашим любимым белорусским слоганом: «Дорого! Богато!» Не то, чтобы я был против богатства. Я всем сердцем «за!» Но то, что я увидел, меня действительно поразило. Белый мрамор повсюду, высокий круглый куполообразный потолок, лестница с коваными перилами и белизна со всех сторон. Нечто подобное я видел в псковских храмах. Нет, ремонт еще не закончен – повсюду строительный материал. Судя по его количеству, сделать предстоит еще много.

Испугавшись своей неделикатности (назовем это так) я поспешил ретироваться за массивные деревянные ворота. Еще долго стоял и думал, к какому стилю стоит отнести эту вновь отстроенную церковь. То, что это не русская традиция – очевидно. Но и не Виленское Барокко. Пусть бросят в меня камни все архитекторы мира, но для Барокко слишком правильная геометрия. Классицизм? Но на Звоннице – барочные ниши...

Рабочие, которые укладывали плитку, внезапно обратили на меня внимание. «А ты кто?», – спросил один из них. «Красиво!» – ответил я. «Ага!», – кивнули рабочие и вновь занялись своей плиткой.

Вообще, место, в котором расположена церковь, – невероятно красивое. Подниколье. Исторический центр города, любимое место отдыха могилевчан. Зелень, деревья, все благоустроено, детки с мамками, пенсионеры с собачками. Как говорил один наш бывший мэр, «место козырное». Нельзя не согласиться. По словам известного историка Александра Агеева, если удастся возродить прежний облик Подниколья – со Школищем, с церквями и монастырем – Могилев вполне может вернуть себе прежнее название – «Белорусская Венеция».