Вокруг Могилева на велосипеде: о мечтах велосипедистов города рассказывает опытный велолюбитель

1805
Галина ПОКРОВСКАЯ. Фото автора.
Могилевчанка Лариса Ленкевич стала активной велосипедисткой в 55 лет и сегодня уже не представляет жизни без своего надежного стального друга. Ее велосезон начинается сразу после схода с тротуаров снега, а заканчивается с первым снегопадом – часто перед самым Новым годом. Насколько комфортно она себя чувствует в Могилеве, передвигаясь на велосипеде? Об этом и поговорили при встрече.
Велолюбитель Лариса Ленкевич. Могилев. 2022 год.
Велолюбитель Лариса Ленкевич. Могилев. 2022 год.

Количество велосипедистов в Могилеве растет быстрее, чем создается в городе удобное для их передвижения пространство. Специальные велодорожки есть только на нескольких площадках областного центра, в том числе от гостиницы «Турист» до парка в районе Подниколья, вдоль Минского шоссе, от площади Космонавтов до микрорайона Спутник-1. Но, как отмечают велолюбители, у всех перечисленных участков есть один недостаток – велодорожки там не скоростные, так как всегда есть вероятность столкнуться с пешеходами, поэтому пригодны только для неспешных велопрогулок. И, безусловно, эти участки комфортны для тех, кто предпочитает перемещаться по городу на велосипеде.

Велодорожка вдоль новой дороги  к микрорайону Спутник-1. Могилев. 2022 год.
Велодорожка вдоль новой дороги к микрорайону Спутник-1. Могилев. 2022 год.

– Проехаться в городе для велосипедиста, например, от моста через реку Днепр вдоль ДК области – огромное удовольствие, потому что в целом Могилев не очень приспособлен для перемещения на таком виде транспорта. Одни бордюры чего стоят! Высота их часто достигает двадцати сантиметров. А если на пути несколько перекрестков, как, например, при передвижении от Пушкинского проспекта до проспекта Шмидта по улице Габровской, приходится преодолевать до десяти таких барьеров – не каждый велосипед такое выдержит, – делится Лариса. – Может, вы обращали внимание на разбитые на месте пересечения пешеходных дорожек и проезжей части бордюры? Предполагаю, что это сделали велосипедисты, потому что при езде по городу в течение дня, уверена, у каждого из них появляется острое желание их раскрошить огромной кувалдой. Спуски с таких бордюров сделаны только в центральной части города, а в спальных районах езда на велосипеде напоминает передвижение с преодолением препятствий.

Именно поэтому, признается она, у большинства любителей езды на велосипеде, живущих в Могилеве, есть желание уехать подальше от бордюров, дорог, тротуаров с выбоинами – туда, где можно чуть прибавить скорость навстречу ветру и наслаждаться движением. Это одновременно прогулка, укрепление здоровья, накопление опыта езды, что очень важно для начинающих.

Одна такая трасса в городе есть, точнее за ним. Это велодорожка протяженностью 6,6 километра на выезде из Могилева в Чаусском направлении вдоль бетонной трассы Р122. Она начинается от Витебского проспекта в районе местного рынка и тянется до поворота с Чаусской трассы на Кадино.

Велолюбитель Лариса Ленкевич. на велопрогулке в парке возле Святого озера. Могилев. 2022 год.
Велолюбитель Лариса Ленкевич. на велопрогулке в парке возле Святого озера. Могилев. 2022 год.

Но и у здесь опытные велосипедисты отмечают пару недостатков. Во-первых, на всей ее протяженности нет ни одной оборудованной лавочками стоянки для отдыха, что востребовано на таких маршрутах, когда катаешься с детьми. Во-вторых, для велолюбителей со стажем 6 км – это небольшое расстояние.

– Кругами кататься на велосипеде не интересно, хочется доехать до какой-то точки, не останавливаясь на пешеходных переходах и дорогах, передохнуть и вернуться обратно. Мы, небольшая группа пенсионеров-велосипедистов, практикуем такие прогулки по лесозоне за облгазом. Едем вдоль Днепра, на который открывается невероятной красоты вид с ранней весны до поздней осени, по самой обычной земляной тропинке друг за другом километров 30-50. А на привалах обмениваемся мнениями о том, как хорошо было бы иметь велотрассу вокруг Могилева – с обустроенными стоянками, с возможностью заезжать в населенные пункты, например, в те же Буйничи или Салтановку на экскурсию, благодаря чему такая трасса могла бы стать туристическим веломаршрутом выходного дня, в том числе для детей. Совсем не обязательно, чтобы она имела специальное покрытие, где-то было бы вполне достаточно той же земляной утоптанной твердой тропинки, но с указателями. Главное, на мой взгляд, чтобы веломаршрут проходил по возможности не вдоль автодорог, – делится своими соображениями Лариса.

В разговоре про жизнь велосипедистов в Могилеве она также обращает внимание на то, что не у всех магазинов в городе есть парковочные стойки для велосипеда:

– Иногда вынуждена пристегивать велосипед к забору или к входной двери. Например, при посещении магазинов, которые размещаются сейчас в здании бывшего универмага «Октябрьский»: вдоль всей линейки дома нет ни одной парковочной стойки. Бывали случаи, когда закатывала велосипед в междверной тамбур – на улице просто не к чему прикрепить велозамок.

Создание веломаршрутов, развитие велосипедной инфраструктуры в Могилеве, считает Лариса, будет способствовать тому, что на велосипед пересядет еще большее количество могилевчан, а это один из самых экономичных вариантов улучшить экологическую обстановку в городе.