«Голубой экспресс» за проезд денег не брал
О том, что Коля Сидор (Сидоренко) остался в нашем мире уже единственным из первого состава некогда популярного и многими любимого ансамбля «Голубой экспресс», я узнал совершенно случайно пару дней назад. А тут еще попутно появились не лишенные основания соображения о том, что Николай ведь уже более 50 лет как «варится» в музыкальном котле Могилева. Надо, думаю, обязательно задать ветерану несколько вопросов по поводу нашей не только позапрошлой жизни.
– Коля! В «Голубом экспрессе» столько, извини, всякого народу перевернулось… А каким был самый первый состав ансамбля, с чего все началось?
– Самый первый состав это Сергей Борисов, Саша Пивоваров, Саша Метельский, Леня Ковалев и я. Даже Гаврош появился у нас чуть позже. Ну, а потом... Два года назад ушел Ковалев. Теперь я остался один. В 1971 году на танцах в предбаннике дворца культуры железнодорожников состоялось наше первое выступление. Народу была уйма, не протолкнуться!
– Интересно, а с какой целью лично ты в те далекие годы ввязался в это дело? Хотел деньжат подзашибить или авторитет у девчонок заработать?
– Женя, в 16 лет? Какие там мысли о деньгах или о чем-то другом? Мы просто очень любили хорошую современную музыку. И нашу – «Песняры», «Цветы», и запад – «Beatles», «Uriah Heep»… Помню, я пел «July Morning», все эти «верха» вытягивал. Борисов на сцене глазами молча аплодировал.
– Кстати, он же, наверное, у вас там всем и заправлял?
– Да, руководил Борисов. Он ведь был в этом отношении просто уникум. Почти идеальный музыкальный слух. Сам расписывал вокальные партии, гармонии, подбирал репертуар, «снимал» все композиции. И доводил до нас. Мне этот дворец культуры был уже хорошо знаком. До нас в нем играл оркестр «Сигнал» – тромбоны, трубы... Покойный Миша Михлин иногда приглашал меня туда с саксофоном, я тогда еще только в 8 классе учился.
– Так у тебя, выходит, все началось с саксофона?
– Нет, с кларнета, на котором я с пятого класса года три играл в Доме пионеров, который тогда размещался там, где сейчас театр кукол, на Первомайской. Но буквально бредил саксофоном, у меня обложки всех школьных тетрадей и книг была им разрисованы. Я сидел на уроке и ручкой изображал инструмент. А в «Голубом экспрессе» пел и играл на ритм-гитаре. Но всегда брал с собой и саксофон, иногда пуская его в дело в 3-4 композициях. Духовые инструменты в те годы не очень-то котировались.
– В армии, наверное, саксофон тебе тоже помогал?
– В некотором роде. С 1974 по 1976 служил радистом вместе с Сашей Волковым, Юрой Лядовским, Валерой Гуленковым (известные могилевчане – авт.) под Осиповичами, в Лапичах. Настроимся на «Голос Америки», «Радио Либерти» и слушаем музыку.
«Мы вживую делали все, что угодно»
– Хотелось бы услышать от тебя несколько слов по поводу современных музыкальных тенденций.
– Ты знаешь, как сказал один мой знакомый, хорошая музыка закончилась еще в 1982 году. И я с ним полностью согласен. Современные ритмы техно, рэпа и других стилей меня не вдохновляют. Никаких интересных пассажей, гармоний… В 1980-х появился «Ласковый май», потом всякие «Блестящие», «Свистящие». Мы их слушать не могли. Но уже в 2000-х, помню, с каким-то особым чувством ностальгии стал реагировать на тот же «Май». Я по натуре лирик, поэтому и музыка мне нравится такая же.
– Напоследок очень непростой вопрос, кого из могилевских музыкантов всех времен ты бы взял в «сборную» города?
– Валера Катков, Миша Левашов, Сергей Борисов, Саша Залуцкий, Женя Бибиков.
– Ого, если не считать Каткова, то получается весь ваш «Голубой экспресс» разных годов.
– Понимаешь, я не могу ничего плохого сказать ни в адрес того же Алика Кускина, Сергея Коноплева, Игоря Беляева, Славика Ажипы, других музыкантов. Но мне проще все же оценивать тех людей, с которыми я непосредственно играл. А потому и получается такая команда. Попутно отмечу, что самым мощным составом «Голубого экспресса» был тот, который существовал, когда я пришел из армии в 1976 году, У нас было, не поверишь, семеро (!) поющих музыкантов. Забываю упомянуть замечательного вокалиста Палтрета. Это был суперский состав. Мы вживую делали все, что угодно. От «Песняров» до «Queen»!
Предлагаем читателям возможность послушать фрагмент выступления Коли Сидоренко на вечере литературного клуба «Последний экземпляр». Могилев, 2017 год.
– Из твоих уст ни разу не прозвучала фамилия Александра Шабалина, или я не услышал?
– Шабалин в первую очередь был очень пробивной человек, великолепный организатор. Вот за это в основном его все и ценили.
– Поясни, пожалуйста, в каких отношениях с музыкой ты находишься сейчас?
– Провожу музыкальные вечера отдыха в гостинице «Турист».
– Получается, все еще не расстаешься со своим саксом. Что же, успехов тебе, молодости и здоровья.
– Спасибо!
Продолжение следует.