«Казалось, что все мы станем суперумными эрудитами. Ошибочка вышла». Вспоминаем, как в нашей жизни появился Интернет

1243
Елена НИКОЛАЕВА. Фото из архива героев публикаций и pixabay.com
17 мая празднуется День рождения Интернета. В этот день 1991 года официально был утвержден стандарт для страниц Всемирной паутины WWW (World Wide Web), изобретенный Тимом Бернерсом-Ли и Робертом Кайо.

Мы попросили могилевчан и гостей города вспомнить времена на заре Интернета, каким им виделось будущее с появлением Всемирной сети и случилось ли оно?

«Новые технологии – обоюдоострые»

Андрей Коврижкин, специалист по тестированию программного обеспечения:

– Начнем с того, что я увлекался компьютерными технологиями с самой юности, закончил в начале 90-х факультет АСУ нашей «Машинки» (теперь БРУ). Поначалу работал программистом на лифтовом заводе. В ту пору выписывал разные технические журналы, общался с товарищами по увлечению, и уже тогда впервые услышал про Интернет. Что есть такая передовая зарубежная технология, очень крутая и совершенно из другого мира. Казалось, до нас она никогда не дойдет, а если и дойдет, то очень нескоро.

Андрей Коврижкин, специалист по тестированию программного обеспечения
Андрей Коврижкин, специалист по тестированию программного обеспечения

И вдруг однажды ко мне приходят ребята и сообщают, что в Беларуси появился Интернет, и можно подключиться, но естественно, за очень дорого. Это было примерно в 1997-м году, когда я работал в фирме, которая продавала компьютеры и оргтехнику.

Мы тогда рекламировались в некой рекламной газете, куда нам предложили писать статьи на компьютерные темы. Руководство обратилось ко мне, а я под это дело попросил их подключить на фирму доступ к Интернету, чтобы было, где черпать информацию. И руководство согласилось.

Тогда точкой входа была поисковая система AltaVista. Связь в те времена оставляла желать лучшего, даже картинки плохо загружались. Видео не было вообще. Песни только-только начинали попадать в Сеть. К Интернету обращались в основном, как к справочнику, для того, чтобы найти и скачать информацию.

Но скоро я понял, что можно не только черпать информацию там, но и самому создавать сайты. И через несколько лет, когда работал на «Техноприборе», создал сайт заводу, а потом, поскольку увлекался могилевским рок-движением, первую версию сайта для «Центра живого рока».

В ту пору мое восприятие Интернета было очень сильно похоже на ощущения героя фильма «Человек с бульвара Капуцинов», в котором люди радуются появлению синематографа, мол, теперь мы все будем жить по-другому: "без гнева и печали, на благо всей Земли". И когда появился Интернет, я и мои знакомые думали: вот, это то, что надо, сейчас мы заживем по-новому: люди смогут обмениваться творчеством, музыкой, фильмами, мнениями...

Но выяснилось, что новые технологии – обоюдоострые: могут помочь людям объединиться, но могут быть также использованы в качестве оружия. В общем, наступило некоторое отрезвление и даже разочарование. Если сначала, по сути, в Интернет пришли в основном программисты, люди с определенным уровнем образования и интеллекта, то потом он стал доступен каждому. И наступил такой же бардак, как на базарной площади.

Еще лет десять назад, если бы Интернета не стало, для меня это была бы трагедия. Прямо сейчас я бы уже спокойней отнесся к его отсутствию. Ведь сегодня мы находимся на грани ядерной войны и уничтожения человечества. Так что Интернет на фоне такой перспективы – небольшая потеря. Хотя, конечно, я уже не представляю свою жизнь без него. Каждое утро просыпаюсь и беру в руки смартфон, подключенный к Интернету, засыпаю – тоже с ним. Там все мои контакты, работа, учёба, увлечения, новости. Тем не менее, я думаю, что без Интернета прожил бы, потому что знаю, как это. Но хочется же двигаться вперед, чтобы дальше жизнь была все лучше и лучше. И возможностей было все больше...

«Сейчас воспоминания об этой «скорости» вызывают улыбку»

Наталья Данилина,  инженер-программист
Наталья Данилина, инженер-программист

Наталья Данилина, инженер-программист:

– Сначала в моей жизни была любительская сеть FidoNet (аналог сегодняшнего Телеграмма). На дворе был 1996 год. Про Интернет мы знали, но в Могилеве он стал доступен только через пару лет. У меня был модем, поэтому я подключалась из дома. А так, все знакомые в ту пору ходили в компьютерные клубы, которые тогда были популярны: кто поиграть, кто учиться, а кто и Интернетом попользоваться.

Приходилось дозваниваться по единому номеру «Белтелекома» 8-600-100 (до сих пор его помню), и ждать, пока произойдет соединение. С пятой или седьмой попытки – УРААА!!! – получался тот самый долгожданный коннект!

Поначалу жутко раздражали гиперссылки – ты водишь мышкой, читаешь текст, тыкаешь не туда – и уже медленно грузится другая страница... Вот зачем? Я же ее не хотела грузить! Сейчас воспоминания об этой «скорости» вызывают улыбку...

При этом у меня особо не было разделения на эпоху до и после появления Интернета. Это как переход от пейджера к кнопочному телефону, а теперь к смартфону, планшету и т.д. Прогресс идет своим чередом. Без Интернета, конечно, смогла бы прожить, но уже совсем не хочется. Мы быстро привыкаем к комфортной жизни.

«Казалось, что все мы станем суперумными эрудитами»

Александр Шкуланов, IT-инженер
Александр Шкуланов, IT-инженер

Александр Шкуланов, IT-инженер:

– Первый компьютер у меня появился в конце 80-х, а вышел в Интернет я впервые в Москве где-то в конце 1991 года. Тогда еще большинство сайтов были на английском. В те времена это было дорогое удовольствие. Комп стоил от 2000 до 4000 долларов, а лэптопы, предшественники ноутбуков, доходили до 8-10 тысяч долларов.

Это уже предание старины глубокой. Вначале появились слухи, что если компьютер соединить с модемом, то набрав заветный номер, можно увидеть на экране много всего интересного: книги, фотки, новости со всего света. Поговорить с кем-то в чате, скачать незамысловатую игрушку или программу. Назывались такие места BBS и объединялись сетью FidoNet.

Информации было мало, а скорость модемов не позволяла скачивать большие объемы. Народ часами сидел в ожидании скачивания нужной программы. Иногда скачивание 100 мб занимало несколько дней. Связь постоянно обрывалась. Скорость была непостоянной и зависела от качества соединения телефонной линии и качества модемов на обеих концах соединения. Чтобы получить хорошее соединение, нужно было дозваниваться несколько раз до узла.

Незаметно стали появляться провайдеры, которые открыли доступ не только на внутренние сайты, но и на ресурсы Всемирной сети. Наконец настало время доступа ко всему запрещенному и закрытому. Начался шквал насыщения. И вот тогда появилось ощущение сокращения пространства - ты мог в любой момент поговорить с тем, кто от тебя был за сотни, тысячи километров. Казалось, что все мы станем суперумными эрудитами. Ошибочка вышла.