«Не дай мне кусок хлеба, а дай коня!»
В этом колоритном пригороде Бобруйска они живут с 2014 года. Сергей сам из Плёс, Татьяна – бобруйчанка. Дом в Титовке они купили не случайно: здесь есть простор и возможность держать лошадей. Мужчина любит этих животных с молодости. Говорит, что жизни своей без них не представляет.
– Не дай мне кусок хлеба, а дай коня! – улыбается он. – Полюбил лошадей в молодости, когда работал конюхом в Плёсах. – Тогда в колхозе председателем был Калинов, это мой дядька. Он взял меня на работу конюхом, я пас их и днем, и ночью. Потом стал главным на конюшне. Сначала там было пять голов, при мне стало 150
Неудивительно, что про лошадей мужчина знает все и управляется с ними без труда. Сначала у супругов была белая «монголка» Сарра. У нее родился жеребенок Буян, позже его, к сожалению, сбила машина. А в 2016-ом она стала мамой Сандры, которая живет у них сейчас. Сандра пошла в отца, который был каштанового окраса.
На вопрос: «Зачем вам нужна лошадь?», супруги, на задумываясь, отвечают: для души.
– Вы посмотрите, какая она красивая, а какая умная! – говорит Татьяна. – Как-то нам позвонил один человек и говорит: «Давайте менять коня на мотоблок». Я ему отвечаю: «Как можно поменять кобылу на мотоблок? Разве я приду этот мотоблок поглажу и поговорю с ним? Давайте мне взамен кобылку, жеребят – пожалуйста». Ну какая мне выгода от мотоблока? Что в этом железе? Лошадь – это удовольствие, да и навоз продашь. А бензин постоянно дорожает.
Сергей, как мужчина, менее склонен к пространным рассуждениям. Но его отношение к питомице видно по поведению: он не отходит от Сандры, без конца гладит ее и треплет гриву, ласково называет своей девочкой, красавицей и умницей. К слову, свою «девочку» он любит наряжать: сам расшивает упряжь бусинами, тесьмой и розами.
«Люди просят прокатить в телеге по городу, обычно дают «пятерку»»
Помимо душевного наслаждения супруги имеют доход с лошадки, пусть и нерегулярный. Во-первых, продают навоз, в основном, по знакомым. Прицеп навоза отдают по 50 рублей. За сезон могут заработать на этом рублей 300-400. Многие просят у них лошадку вспахать землю, но они не соглашаются. «Зачем кобылку мордовать? Мы ее жалеем, это ж наш ребенок», – говорит Татьяна.
Когда они едут по улицам города или приезжают на массовые мероприятия, люди порой просят прокатить ребенка или самим проехать в телеге, нынче ведь это экзотика. Обычно дают «пятерку». Конечно, бизнесом это назвать нельзя, но лишняя «копейка» в хозяйстве не помешает. Как-то их пригласили знакомые покатать детей на Дне рождения своей дочери, который праздновали в Дубовке. Дети были в восторге: катались в повозке с клоуном, проводили фотосессию.
«Наша Сандра все светофоры понимает»
Лошадь с повозкой для Сергея и Татьяны – главное средство передвижения, его они предпочитают всем остальным. Ездят и в Сычково – это около 20 км, и в Плесы – туда километров 25. К матери Сергея в Бобруйск на Лынькова часто наведываются. Могут просто вечером в магазин поехать в город или, другой раз, просто захочется прокатиться с ветерком по вечернему Бобруйску. Есть у супругов и двуколка, хотят привести ее в порядок и тоже использовать.
– Едешь по воздуху, так здорово! – говорит Татьяна. – Я еще музыку люблю включить. Это гораздо приятнее, чем на маршрутке или автобусе, да и дешевле. Автомобиля у нас никогда не было, вот он – самый лучший автомобиль стоит! – смеется, указывая на лошадь она.
– Наша Сандра все светофоры понимает, ؘ– добавляет Сергей. – Машина остановится на красный свет, она становится за машиной, как положено. На зеленый машины поехали, она пошла за ними. Такого никогда не было, чтобы поехала на красный или понеслась по улице. Если я скажу «стоять», она всегда остановится. Правила ПДД, касающиеся гужевых повозок, мы знаем и соблюдаем, их немного.
– Если нужно куда повернуть, я рукой показываю или дубчиком, поворотников на лошадь пока не придумала! – смеется Татьяна.
Супруги говорят, что их лошади не пугаются шума машин и других звуков города. Когда-то они с мамой Сандры, Саррой, присутствовали на театрализованном представлении у Ледового. Их попросили дать лошадку на несколько минут протянуть пушку.
– И Сарра тянула пушку на «войне» этой под звуки выстрелов и взрывов и совсем не боялась! – говорит женщина.
Впрочем, с предыдущей лошадью, Саррой, супруги однажды попали в ДТП, не по их вине. На трассе, недалеко от деревни Ясный Лес, в телегу сзади врезалась легковушка, на которой ехали трое пьяных несовершеннолетних. Сергей тогда получил серьезную травму, Татьяна – ушибы.
«Главное – овес, но может и сосисками, суши полакомиться»
Расходы на лошадку, говорят супруги, не очень большие. Кормят ее овсом, травой, морковкой и капустой. Главное – овес. Мешок его стоит 17-18 рублей, в месяц уходит мешков пять. И еще покупают солевой лизунец с минералами специально для лошадей. Пять килограмм стоит 9-10 рублей, его хватает надолго. Сандра не против полакомиться и сосисками или колбасой (ливерку не признает!), и тортом, и суши, с удовольствием кушает суп, борщ. Это, конечно, не каждый день, лишь иногда хозяева балуют свою любимицу.
С приходом тепла Сандра пасется за домом, пощипывая травку.
– Даже зимой в сарай не загнать, – говорит Татьяна. – Ей нравится снег, она любит качаться по нему. Дождь идет, она выскакивает из сарая и радуется дождю. Сколько раз было: утром выхожу, двери в сарае выбиты, она в снегу катается или спит под березой, ее мама с детства приучила там спать. Видимо, порода дает о себе знать. Монгольские лошади очень выносливые.
В ближайшее время Сандру планируют поменять на другую лошадь, Зорьку, ее пригонят из Вилейки. Хозяева говорят, очень жаль свою любимицу отдавать, но на то есть причины. Татьяна и Сергей очень хотят жеребят. Зорька жеребая (значит беременная – ред.). Летом у нее уже будет жеребенок.
– Его можно подрастить до года и продать за 3 500-4 000 рублей. 6-месячных жеребцов на Куфаре продают за 1 800 рублей, – говорит Татьяна. – Маму жеребенка потом можно снова случить или продать. Если родится жеребенок-мальчик, то маму по-любому придется продать, потому что они могут случиться между собой, что очень нежелательно.
А еще шесть котов и шесть собак
Татьяне 38 лет, Сергею – 42. Оба работают на предприятии «Облрапсагросервис» рабочими. Татьяна по специальности повар-кондитер, но не работала по ней ни дня и признается, что совсем не любит готовить. У каждого свои увлечения.
Огород супруги не засевают: лошадь и собаки все вытопчут и выроют. Да и не видят они сегодня большого смысла в этом.
– Сейчас невыгодно сажать ту же бульбу, – говорит женщина. – Пошел, купил мешок и никакой головной боли. А посадил – неизвестно, вырастет что или нет, да за жуками этими ходи.
Лошади – не единственная слабость супругов. Еще у них живут шесть собак и шесть котов. Это два питбуля, два «немца», такса и кавказец. Скоро еще питбуль и такса ощенятся. «Прибились» и две дворняжки, но питбули встретили их недружелюбно, потому «двор-терьеры» позволяют себе бегать по двору только тогда, когда те закрыты в доме. Из котов – породы «американец» и сфинкс-браш. Коты и собаки – больше инициатива и увлечение Татьяны.
– А я всех люблю: и лошадей, и собак, и себя люблю, и жену свою люблю, – смеется Сергей.