Сергей с 1998 года работает на заводе «Лифтмаш» слесарем. А вот фотография в его жизни – отдельная тема.
– В 2000-м году мы с супругой начали путешествовать, – рассказывает фотолюбитель. – Каждый год обязательно куда-то ездили отдыхать. Захотелось все, что я видел в других странах, показать друзьям. Так я купил сначала обычную «мыльницу», в то время еще пленочную, и стал, в основном, привозить фото из путешествий.
Но техника не стоит на месте. Со временем Сергей несколько раз менял фотоаппараты, и в конце концов перешел к «зеркалке» – началась его «эпопея фотолюбителя».
– Вы часто фотографируете живность, особенно птиц. Почему эта тема для вас так привлекательна?
– Есть чистые бердвотчеры, которые снимают только птиц. Я фотографирую то, что мне кажется прекрасным. В том числе и птиц. Вообще у меня много фотографий не только с живностью, но и трэвел-фото. Мы с женой были во Вьетнаме, Турции, Египте, даже на Канарских островах, откуда я привозил фотки с пейзажами и городами. Но сейчас путешествуем меньше, в основном на дачу, поэтому чаще снимаю родную природу. Аккаунт в инстаграме @sergey_apg я создал в 2017 году, поэтому туда попадает то, что я фотографирую сегодня: а это родная белорусская природа и ее обитатели.
Фотографу важно быть внимательным. Даже под ногами можно найти интересный сюжет. А сделать хороший кадр с птицей, особенно редкой, гораздо сложнее, чем просто запечатлеть пейзаж. В этом и состоит основной интерес фотоохоты – поймать удачу, подобраться поближе. Азарт, адреналин – все здесь есть.
– Сколько стоит техника для фотоохоты?
– На профессиональные камеры и оптику для бердвотчеров цены просто космические. Для фотоохоты на живность и пернатых, которых чаще всего приходится снимать издалека, техника очень дорогая.
У меня два фотоаппарата, если считать только хорошие камеры, – делится Сергей. – Это Nicon 7100 (на момент покупки стоил 1,5 тысячи долларов) и год назад приобрел себе полнокадровый Nicon 60-й – купил за 860 долларов чисто случайно, потому что в магазине была большая скидка на него.
Но к фотоаппарату нужна оптика. За нее отдал еще 1600 долларов. И надо понимать, что это не самая дорогая техника и оптика. Моя, можно сказать, относится к начальной линейке хороших фотоаппаратов.
– Как поближе подобраться к птице, есть какие-то хитрости?
– Птиц заснять трудно – близко к себе они редко подпускают. Чисто случайно, конечно, можно подойти. У меня так тоже бывало. В прошлом году я снимал на даче поющего соловья – он меня подпустил чуть ли не расстояние вытянутой руки. Но это больше из разряда случайностей.
Весной, когда создаются пары, птицы становятся более пугливыми. Но в момент пения, когда самцы привлекают самок, они как раз могут не заметить человека и подпустить поближе.
Попроще зимой – птиц можно заснять на кормушках. Я часто их делаю в городе.
Бывает, снимаю, когда еду по дороге на дачу. Вижу, аист на поле ходит или еще кто-то. Я обязательно остановлюсь и постараюсь сделать кадр – фотоаппарат всегда с собой вожу.
Как-то знакомая ехала на работу, написала, что на Вильчицах стоят белые цапли. Прочитал и поехал их фотографировать. Цапли пугливые, особенно белые. К себе вообще близко не подпускают. Даже при наличии хорошей оптики снять их трудно. Я их смог снять с расстояния 70 метров.
Удалось запечатлеть на Днепре тростниковую овсянку – подпустила меня на метров пять. Телефоном вы уже не снимете ее на таком расстоянии. Нужен профессиональный фотоаппарат.
– А вам не лень срываться и ехать фотографировать белых цапель?
– Лень, немолодой уже. Но интерес остался. Фотоохота затягивает, хочется заснять что-то новенькое. Жена говорит: у тебя уже столько техники, что пора заниматься фотографией на продажу. Но когда начинаются съемки за деньги, часто пропадает художественность. Для меня фотография – это хобби, отдушина, то, что позволяет сохранить интерес к жизни и окружающему миру.
– Считали, сколько видов птиц вы уже сфотографировали?
– Больше всего снимаю синиц, дроздов, зябликов – они в городе частые гости. Про ворон, голубей, галок, грачей не говорю – это завсегдатаи наших дворов. Среди моих любимых пернатых – аисты и лебеди, очень грациозные птицы.
За все время героями моих снимков были и серая цапля, овсянка, белая цапля, зеленушка, зимник, сарыч, синица гаичка, синица лазоревка, дубонос, сойка, снегири, гаичка, лазоревка, канюк, жулан, озерная чайка, чиж, дубонос, чечетка, зарянка, чибис...
– Критерии хорошей фотографии птиц?
– У каждого свои. Я выбираю те фото, где есть хотя бы минимальный сюжет и качество, хорошая резкость. Птицы постоянно в движении, поэтому фотографии могут в большинстве получиться смазанными – нужно делать жесткий отбор.
– Сколько кадров нужно снять, чтобы получилось несколько хороших?
– Можно и 1,5 тысячи отснять и из них получится только несколько хороших кадров. У меня стоит обычно скоростная съемка. 7 кадров в секунду при однократном нажатии, при непрерывном – до ста кадров вылетает. А с них получится 5-6 хороших фотографий.
– А в выставках участвовали?
– Три выставки было в Израиле, где местный фотоклуб организовывал выставки «Мы из Беларуси». В МГУ им. Кулешова была выставка, посвященная Дню Победы, а в прошлом году была моя выставка в арт-окне библиотеки им.Карла Маркса.
Как фотографировать птиц?
Несколько лайфхаков от Сергея.
1. Птицы в больших городах – вороны, галки, синицы, голуби, снегири – к людям привыкли, поэтому приблизиться к ним на достаточное для фотографирования расстояние несложно, особенно зимой. Их можно прикормить. Взяв корм, птицы далеко не улетают. Хорошо бы еще изучить, какая птица чем питается зимой. Можно сделать кормушку у окна и поджидать своих пернатых «фотомоделей». В позапрошлом году у меня была удача – прилетали чиж на городскую кормушку и чечетка.
2. Фотографировать лучше с утра. Вообще, у фотографов есть два времени суток, когда свет интересно падает: это рассвет и закат.
3. Лучше, чтобы фон снимка не был пестрым и перегруженным лишними деталями.
4. Сюжет тоже немаловажен. Это может быть птица в движении, занятая делом, или несколько птиц. Тогда уже можно понаблюдать и за характерами.
5. Совсем другое дело — охотиться на птиц в местах, где человек появляется не так часто: в лесах, на полях и лугах. Здесь они близко к себе не подпускают.
6. Часто птицы гнездятся и кормятся недалеко от воды и не улетают далеко от гнезда.
7. В лесу птиц можно найти по голосу, но поют они только весной. К середине лета пение почти умолкает.
8. Охотники знают, что приманивать диких птиц можно при помощи специальных манков. Но в цифровой век все становится проще. Сейчас можно записать пение птиц даже на телефон. Правда, сначала надо изучить, кто как поет и кого вы хотите приманить. Но помните, что в разных ситуациях птицы издают разные звуки. Это может быть и сигнал опасности, при котором птицы наоборот разлетятся. А весеннее пение отличается от летнего и зимнего.
9. При фотоохоте на птиц шуметь по понятным причинам нельзя, наоборот, нужно быть как можно более тихим и незаметным. Старайтесь не наступать на сухие ветки и не идти свозь густые заросли кустарника.