Дамские слезы радости и печали
Они всю жизнь дружили, по-доброму соперничали друг с другом… И ушли в мир иной практически в один день, в конце мая 2010 года, немного не дожив до 65-летних юбилеев.
Это был, наверное, самый знаменитый в спортивной истории Могилева тандем баскетболистов: Анатолий Комлев – Виктор Борисов. Сплав высококачественных металлов – это если судить об их профессиональном мастерстве (как игроков, так и тренеров); палитра богатейших по колориту красок – это если говорить о качествах душ обоих.
И еще одна немаловажная деталь, которую не могу обойти стороной: приходилось видеть, как в свое время дамы останавливали Анатолия и Виктора прямо на улице. Чтобы всего лишь с ними сфотографироваться. Честное слово! Более восторженных взглядов, которыми женщины тогда одаривали этих стройных высоких красавцев, мне вспомнить трудно. Мужики, действительно достойные дамских слез радости и печали.
В день, когда умер Анатолий, друзья бросились звонить Виктору – сообщить о смерти друга. А тот не отвечает. Когда попали в квартиру, увидели Виктора тоже без признаком жизни.
И Анатолий, и Виктор, кстати, оба были неравнодушны к музыке.
Если бы поклонники, к примеру, «Procol Harum», захотели возвести памятник в честь любимой ими группы, то некие детали в нем обязательно должны были бы иметь отношение к Виктору Борисову, мелодия души которого всегда резонировала с композициями лидера ансамбля Гэри Брукера, кстати, совсем недавно тоже покинувшего наш мир. Во всяком случае, вмиг «осиротевший» в 2010 году Евгений Байков (он с молодости дружил и с Комлевым, и с Борисовым) в этом твердо уверен.
Как уверен и в том, что Том Джонс просто обязан был знать о своем поклоннике (Анатолии), который так и не смог отыскать видео одного из старых концертов певца. Буквально через несколько дней после смерти друга Евгений Байков случайно нарвался на эту видеозапись: «Ничего, Толик теперь услышит ее на небесах».
На шаг впереди остальных
Баскетбол – это всего лишь игра. Вернее, часть другой, куда более драматичной игры, которая называется жизнь. В которой у Анатолия и Виктора тоже были победы, поражения, ничьи. И, самое главное, недостатка в зрителях – сочувствующих, негодующих, завидующих, торжествующих – никогда не ощущалось.
Баскетбол здесь куда в менее выгодном положении. Оба друга были знакомы практически всем любителям баскетбола у нас в стране.
Особенно Анатолий Комлев, который возглавлял Могилевскую областную федерацию, был заместителем председателя Белорусской федерации баскетбола, директором СДЮШОР, главным тренером команды «Темп»-ОШВСМ… А ведь работа тренера – это постоянное сжигание нервных клеток, переживания, далеко не всегда радужные эмоции. А экономить силы, беречь здоровье наши люди пока не очень-то обучены.
«Это были действительно и великолепные спортивные специалисты и настоящие мужики, – говорил о Комлеве и Борисове их товарищ Геннадий Судник, также, увы, вскоре ушедший за ними. – Они даже умудрялись как-то по-особому, красиво себя держать, разговаривать. Они во всем шли на шаг впереди остальных. Помню, еще в семидесятых Витя где-то доставал статьи, информацию, фотографии американской команды «Chicago Bulls». Короли баскетбола! А ведь о них тогда у нас никто ничего не знал».
Сегодня друзья Борисова и Комлева (а их становится все меньше) продолжают собираться на матчах могилевской команды (все-таки версия о баскетбольном братстве – не пустые слова), болеют за тех, кто когда-то учился у героев нашей публикации. И именно в эти дни, когда идет финальное противостояние могилевского «Борисфена» и минских «Драконов» в чемпионате Беларуси, даже присутствие на трибунах Виктора и Анатолия было бы ощутимым стимулом для могилевских баскетболистов.
А завершить этот очерк хочу одной замечательной фотографией четы Борисовых, Лены и Вити (да не обидятся на меня родственники Комлева). Молодожены запечатлены не в самом привычном для снимков такого жанра «формате» – абсолютно никакого пафоса и игры на публику. Но насколько, на мой взгляд, в этой композиции все предельно честно и искренне! В самом деле, трепетные и высокие чувства друг к другу не требуют дополнительной «косметики». Лучшее свадебное фото брежневских времен!
Продолжение следует.