«Слез нет – только на душе тяжело...» Рассказываем о «ночной ведьме» Анне Мишиной

810
Ольга МАКСИМОВА. Фото из архива музея
Анна Мишина во время Великой Отечественной войны совершила сотни результативных боевых вылетов на «хлипком» биплане По-2. На таких самолетах летали все «ночные ведьмы»… И если имена многих из них на слуху, то о нашей сегодняшней героине вспомнить некому – родных и близких у нее не осталось.

Ни в Кировской области, где она родилась, ни в Могилеве, где она похоронена. На сведения об этой летчице корреспондент magilev.by случайно наткнулась в свое время в Могилевском областном краеведческом музее имени Е.Р. Романова. А сейчас самое время ими поделиться.

«Мы не плачем…»

Анна Дудина (в замужестве Мишина) была прирожденной летчицей
Анна Дудина (в замужестве Мишина) была прирожденной летчицей

«Дорогая мамочка! Мы все те же на вид, что и до войны. Но вот наши сердца огрубели от ненависти к фрицам… Хоть женщины слабы на слезы, мы не плачем. Их нет даже тогда, когда не достает павших подруг, таких близких и родных. Вот погибла на глазах Женя Руднева, а слез так и нет – только на душе тяжело. И мы злимся на все, летаем с каким-то остервенением. А та была в семье одна. Что станет с матерью? В чем она найдет себе успокоение?...»

Эти строки взяты из писем тогда еще 26-летней Анны Дудиной, летчицы легендарного 46-го гвардейского Таманского Краснознаменного ордена Суворова ночного бомбардировочного женского авиаполка.

«Ночные ведьмы» – как прозвали ненавидящие их немцы – умудрялись совершать по дюжине боевых вылетов за ночь, сбрасывая на врага бомбы и зажигательные снаряды. И это на деревянных бипланах По-2, созданных ну никак не для военных целей. Без радиосвязи, без защищающих от пуль бронеспинок, без прицела и бомбовых отсеков, зато с маломощным мотором, развивающим максимальную скорость 120 км/час.

Могла ли в юности уроженка небольшой деревушки Табекова Кировской области Анна Дудина предположить, что ее ждет подобное?

«Мечты без отрыва от производства»

Небом Аня грезила с раннего детства, зачитывалась книгами об авиации, как, в принципе, и вся молодежь тех лет. Но если у большинства мечты оставались лишь мечтами, то наша героиня стала воплощать их в жизнь, как она сама писала в автобиографии, «без отрыва от производства».

Отучившись в местной школе и заочно в Московском полиграфическом техникуме, девушка переехала в Батуми. На новом месте Анна Дудина устроилась в типографию «Батумский рабочий», а параллельно записалась на занятия в аэроклуб. По тому, как уверенно держалась и как легко схватывала «летные премудрости», было сразу понятно, что у новенькой – большое будущее. Первая его ступенька вырисовалась уже по окончании курсов: девушку утвердили на должность летчицы-инструктора в Батумском аэроклубе. Второй карьерный шаг в мирное время она сделать не успела – началась война.

Наша героиня летала сама и учила летать других
Наша героиня летала сама и учила летать других

В компании «ночных ведьм»

В декабре 1941 года аэроклуб расформировали, и Анну зачислили в санитарную авиацию, где она под обстрелами вывозила раненых из-под Керчи. После служила в 381-й отдельной эскадрилье связи Закавказского фронта.

Судьбоносное предназначение ждало весной 1943 года – Дудину перевели в женский авиаполк ночных бомбардировщиков, в котором она сразу стала своей в компании «ночных ведьм». Здесь полностью раскрылось ее мастерство пилотирования, а умение выполнять «пике», «штопор» и другие фигуры не единожды спасало жизнь ей и напарнице.

Например, в день, когда по Аниному самолету беспрестанно лупили зенитки, а она вместе со штурманом Соней Водяник прорывалась с продовольствием к клочку земли под Керчью и к закрепленному там голодному советскому десанту. Или когда в Крыму осколком снаряда вырвало цилиндр мотора у ее «ласточки». Летчица же, вопреки всем законам физики и на диво техникам, смогла каким-то чудом «протянуть» судно на аэродром.

«Мама, пришли ниток…»

Казалось бы, при таких нагрузках и риске ничего, кроме покоя и тишины, не хочется. Однако женщина в любой ситуации остается женщиной. «Мама, когда выпадает свободная минута, я вышиваю, – писала домой летчица. И добавляла: – Если будет такая возможность, пришли мне, пожалуйста, цветных ниток». А еще она старательно выводила на бумаге стихи своей однополчанки Натальи Меклин, как будто успокаивая семью: мол, раз пишется лирика – не так все плохо, жизнь продолжается…

Возможно, именно такой вот оптимизм вкупе с профессионализмом и везением помогли девушке выжить в годы войны и ни разу не попасть в плен или окружение. В арсенале же у нее ко дню Победы числилось 675 боевых вылетов. После войны грудь 27-летней Анны Дудиной, вместо брошек бутоньерок, украшали ордена и медали («Отечественной войны 2-й степени», «Красного Знамени», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и др.).

За годы войны Анна Мишина совершила 675 боевых вылетов, награждена орденами и медалями
За годы войны Анна Мишина совершила 675 боевых вылетов, награждена орденами и медалями

Могилев стал родным

Вместе с мужем Василием Мишиным (тоже военным) они объехали Дальний Восток и Польшу – служебный долг обязывал. «Осели» лишь на белорусской земле, где, к слову, еще в 1944 году Анне довелось побывать: «ночные ведьмы» участвовали в операции «Багратион» при освобождении Могилевской области.

Могилев стал для нее родным. В начале 50-х героиня материала вернулась к любимому делу и стала летчицей-инструктором в Могилевском аэроклубе. Под ее началом прошли обучение и освоили тонкости авиамастерства десятки человек.

Умерла Анна Мишина 25 января 1993 года. Муж ушел из жизни еще раньше, а детей у пары, увы, не было.