Владимир Браиловский: о музыке, и не только. Мемуары выпускника Московской консерватории, ч. 5

1274
Единственный в Могилеве член Союза композиторов СССР и Белорусского союза композиторов в год своего 75-летия продолжает вспоминать о прожитых годах.
Владимир Браиловский за работой.
Владимир Браиловский за работой.

На полном государственном обеспечении

1959 год. Кемерово. Мне 12 лет. После смерти отца меня было решено обменять на младшего брата Сашу. Его отправили в Москву к бабушке с дедушкой, а я был определен в кемеровскую школу-интернат на полное государственное обеспечение. Мне выдали школьную форму и еще какую-то одежду. В интернате я находился всю неделю, а домой приходил по выходным. Таких послевоенных детей, оставшихся без одного из родителей, в те годы в стране было много.

Мама с моим старшим братом к тому времени переехала из «сталинской» коммуналки в однокомнатную «хрущевку». Жила наша семья, даже по советским меркам, бедно. Пока был жив отец, мы ни в чем не нуждались, и мама занималась только своими детьми. Когда же он ушел из жизни, ей пришлось устроиться на работу по своей специальности. Поначалу ее зарплата составляла 60 рублей, а потом, чтобы как-то сводить концы с концами, мама стала работать на полторы ставки. Это означало, что каждый день, кроме воскресенья, с 8.00 до 20.00 она работала в своем аптечном киоске на другом конце города, а с нашим нехитрым домашним хозяйством, как мог, управлялся Валерий (старший брат Володи – ред.).

Ему тогда исполнилось 14 лет. К этому времени относится начало его танцевальных занятий в Доме пионеров, после чего он еще долгие годы лихо отплясывал «Яблочко» и «Цыганочку» в разных самодеятельных коллективах. Тогда я ему очень завидовал, так как сам стеснялся воспроизводить какие-либо танцевальные па. Впрочем, Валерий стал мне завидовать не меньше, когда я начал заниматься музыкой.

… И директор с архангельским именем

С первого же дня моего пребывания в интернате я попал под покровительство музыкального ангела-хранителя, который затем не покидал меня долгие годы.

Слово предоставляется композитору Владимиру Браиловскому.
Слово предоставляется композитору Владимиру Браиловскому.

Учебное заведение, в котором я волею судеб оказался, было необычным. Это была школа-восьмилетка, официально обучавшая слесарному делу, но фактически представлявшая собой, как сейчас говорят, школу с музыкальным уклоном.

Меня зачислили в 6-й А класс, все ученики которого занимались в разных кружках – кто в оркестровом, кто в хоровом, кто в танцевальном. Сегодня это кажется невероятным: тогда в этой провинциальной школе-восьмилетке со слесарным уклоном силами учащихся были организованы хор, духовой, народный и эстрадный оркестры.

В то время я воспринимал это как само собой разумеющееся, но сейчас хорошо понимаю, что такие чудеса возможны только благодаря уникальным личностям. И они в кемеровской школе-интернате №6 тогда были. Это, прежде всего, ее директор с архангельским именем Гавриил Исаакович Крёков, считавший главной своей задачей не подготовку слесарей для народного хозяйства, а эстетическое воспитание учащихся.

Композитор Владимир Браиловский и певица Анне Вески.
Композитор Владимир Браиловский и певица Анне Вески.

Самого директора я практически не видел. Однако, позже узнал, что он не только прилагал титанические усилия для организации музыкальной жизни школы, но и следил за дальнейшими судьбами своих выпускников, всячески помогая им. Впоследствии, его перевели на какую-то другую работу, и наше кемеровское музыкальное чудо через несколько лет ушло в историю. Да и времена изменились…

Продолжение следует.