На полном государственном обеспечении
1959 год. Кемерово. Мне 12 лет. После смерти отца меня было решено обменять на младшего брата Сашу. Его отправили в Москву к бабушке с дедушкой, а я был определен в кемеровскую школу-интернат на полное государственное обеспечение. Мне выдали школьную форму и еще какую-то одежду. В интернате я находился всю неделю, а домой приходил по выходным. Таких послевоенных детей, оставшихся без одного из родителей, в те годы в стране было много.
Мама с моим старшим братом к тому времени переехала из «сталинской» коммуналки в однокомнатную «хрущевку». Жила наша семья, даже по советским меркам, бедно. Пока был жив отец, мы ни в чем не нуждались, и мама занималась только своими детьми. Когда же он ушел из жизни, ей пришлось устроиться на работу по своей специальности. Поначалу ее зарплата составляла 60 рублей, а потом, чтобы как-то сводить концы с концами, мама стала работать на полторы ставки. Это означало, что каждый день, кроме воскресенья, с 8.00 до 20.00 она работала в своем аптечном киоске на другом конце города, а с нашим нехитрым домашним хозяйством, как мог, управлялся Валерий (старший брат Володи – ред.).
Ему тогда исполнилось 14 лет. К этому времени относится начало его танцевальных занятий в Доме пионеров, после чего он еще долгие годы лихо отплясывал «Яблочко» и «Цыганочку» в разных самодеятельных коллективах. Тогда я ему очень завидовал, так как сам стеснялся воспроизводить какие-либо танцевальные па. Впрочем, Валерий стал мне завидовать не меньше, когда я начал заниматься музыкой.
… И директор с архангельским именем
С первого же дня моего пребывания в интернате я попал под покровительство музыкального ангела-хранителя, который затем не покидал меня долгие годы.
Учебное заведение, в котором я волею судеб оказался, было необычным. Это была школа-восьмилетка, официально обучавшая слесарному делу, но фактически представлявшая собой, как сейчас говорят, школу с музыкальным уклоном.
Меня зачислили в 6-й А класс, все ученики которого занимались в разных кружках – кто в оркестровом, кто в хоровом, кто в танцевальном. Сегодня это кажется невероятным: тогда в этой провинциальной школе-восьмилетке со слесарным уклоном силами учащихся были организованы хор, духовой, народный и эстрадный оркестры.
В то время я воспринимал это как само собой разумеющееся, но сейчас хорошо понимаю, что такие чудеса возможны только благодаря уникальным личностям. И они в кемеровской школе-интернате №6 тогда были. Это, прежде всего, ее директор с архангельским именем Гавриил Исаакович Крёков, считавший главной своей задачей не подготовку слесарей для народного хозяйства, а эстетическое воспитание учащихся.
Самого директора я практически не видел. Однако, позже узнал, что он не только прилагал титанические усилия для организации музыкальной жизни школы, но и следил за дальнейшими судьбами своих выпускников, всячески помогая им. Впоследствии, его перевели на какую-то другую работу, и наше кемеровское музыкальное чудо через несколько лет ушло в историю. Да и времена изменились…
Продолжение следует.