«…А потом вдруг почувствовал опустошенность»
Проходящий сейчас в выставочном зале музея истории Могилева арт-проект «Коммуникации», одним из участников которого является известный художник Юрий Нестерук, навеял воспоминания о том, как несколько лет назад Юрий по моей инициативе взялся за не совсем обычную для него работу. Я попросил мастера кисти графически изобразить Васю Мака, Колю Клеша, Гену Хака и Марата Фарберова. Естественно, изобразить на фоне их именных деревьев в скверике возле бывшей «Березки».
Сложность задачи состояла прежде всего в том, что Нестерук никогда раньше с ними не встречался. Более того, как выяснилось позже, начиная работу, он даже не знал, что вся эта четверка уже покинула наш мир, впопыхах я забыл ему об этом сказать. Рисовал он глядя только на собранные мною старые фотографии.
«И в то же время, – рассказывает Юрий Нестерук, – я очень хотел создать правдивые образы этих ребят. Я пытался представить, как они выглядели на самом деле, «вживую». Как двигались, разговаривали. Потом ведь надо было каждого из них связать с деревом. Если присмотреться, то каждое дерево имеет свою особенность. В процессе рисования и общения со своими знакомыми я вдруг узнал, что супруга Марика Фарберова еще в советские годы работала бухгалтером в нашем комбинате «Мастацтва». Прекрасно помню ее. А в их квартире теперь живет наш художник Василь Комаров. Вот какой закрученный сюжет получился. Я рисовал вечерами, понемногу, признаюсь, даже без особого энтузиазма. Но как-то незаметно для себя втянулся в это занятие. А когда закончил работу, отдал рисунки, то вдруг почувствовал опустошенность, что ли. Вроде как не стало любимого занятия. Или даже не стало близких товарищей, некое родство с которыми я неожиданно для себя ощутил. Я их никогда не знал, но, получается, чувствовал, что они из нашего круга».
Чтобы поднять человеку настроение
Не могу не отметить весьма уместное присутствие в рисунках Юрия урбанистических элементов нашего города – хрущевок. Тех, которые окружают скверик; тех, в которых в то время практически жили мы все. С их размочаленными подъездными дверями, с незакрывающимися никогда «люками» на крышу или чердак, с болтающимися и искореженными почтовыми ящиками, в которых обязательно валялись «бычки» или конфетные фантики…
Тогда нам казалось, что в мире для жилья нет ничего более совершенного, чем эти милые сердцу «хрущобы». Что греха таить, многие любовные сюжеты разворачивались именно на лестничных пролетах незабвенных пятиэтажек. Особенно у батарей отопления. Художник хоть контурно, но все же вставил дорогие сердцу очертания домов в свои наполненные эмоциями рисунки, и оттого наши друзья, кажется, выглядят очень естественно.
А затем рисунки Юрия Нестерука стали отправной точкой, может быть, наивной, но искренней акции, проведенной в том же скверике возле бывшей «Березки» – в один из дней на деревьях, носящих имена наших друзей, появились небольшие презенты.
Представьте себе, идет себе по улице человек и вдруг видит: на стволе липы висит вроде подарок какой-то. Но от кого, от дерева?! Записку, которая вложена в пакет, он еще не прочитал.
Большинство прохожих, наверное, сходу предполагало, что это какая-то потеря, типа перчатки или шапки, слетевшей с рассеянной головы. Да и вообще, к бесплатным "сюрпризам" подобного толка, люди относятся с подозрением. Хотя в пакетиках-то были не только мои книги, но и деньги. Небольшие, но достаточные для того, чтобы поднять человеку настроение.
Как правило, через час-два пакетиков уже не было. И на том спасибо!
Продолжение следует.