Однажды в Могилеве. Эпоха громкой музыки и тусклого освещения

1915
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора.
Цикл «Однажды в Могилеве» дает нам возможность беспрепятственно путешествовать по нашему городу в те времена, когда деревья были большими и друзья –поблизости.
Вот такой «Оркестр клуба Одиноких сердец сержанта Пеппера». Володя Морозов – слева в верхнем ряду. Могилев, 1970-е годы.
Вот такой «Оркестр клуба Одиноких сердец сержанта Пеппера». Володя Морозов – слева в верхнем ряду. Могилев, 1970-е годы.

В последних публикациях нашей рубрики то и дело мелькает музыкант Володя Морозов – и на фотографиях, и в тексте. Бывшие могилевчане, ныне проживающие в Торонто, в своих комментариях в соцсетях передают ему приветы, а он, не совсем дружный с интернетом, даже не догадывается об этом. А вот многие наши читатели, наверное, не знакомы с этим легендарным гитаристом-вокалистом прошлых лет. Исправляю такую вопиющую несправедливость.

Володя Морозов со своими товарищами готов к выступлению на любом фестивале. Могилев, 1970-е годы.
Володя Морозов со своими товарищами готов к выступлению на любом фестивале. Могилев, 1970-е годы.

Перспективный гитарист пятого разряда

Володя Морозов (он 1954 года рождения) в 1960-1990-х годах жил во дворе гастронома «Космос», что напротив первого корпуса МГУ им. А. Кулешова по улице Космонавтов. Свою «боевую» музыкальную деятельность начал развивать с 1971 года, когда стал участником ВИА при Дворце пионеров.

Через год Володя уже играл в «машинке» вместе с Виктором Полевиковым и Виктором Быковым. Играл в «Оптимистах» с Хомой, полтора года в – «Романтиках», в 80-м вместе с Игорем Гутманом (кстати, тоже выросшем во дворе гастронома «Космос»), выступал в ансамбле завода «Техноприбор»… Долгое время выступал в группе Валерия Каткова в ресторане «Днепр».

Володя Морозов вместе с друзьями. Второй справа – Витя Полевиков.
Володя Морозов вместе с друзьями. Второй справа – Витя Полевиков.

К слову, связь с предприятиями города у Володи отнюдь не только музыкального свойства: он по специальности слесарь 5-го разряда, трудился на заводе Куйбышева, «Техноприборе», ТЭЦ-2. Если бы не музыка, которая то и дело отвлекала, обязательно подтвердил бы 6-й разряд. Для него это как «криденсов» жахнуть. Короче, гитарист пятого разряда.

А еще легендарность Володи подтверждена многими парадоксальными событиями и случаями, один из которых произошел после напряженного «музыкального» вечера в эпоху, когда ситуация с таксомоторами была весьма непростой. Это сейчас вы можете десяток номеров набрать, чтобы моментом вызвать машину – от изобилия перевозчиков глаза разбегаются. Тогда же были времена тотального, в том числе и транспортного, дефицита.

Володя Морозов во дворе Алика Кузькина. Могилев, 2018 год.
Володя Морозов во дворе Алика Кузькина. Могилев, 2018 год.

«Пассажир» с холодными руками

Однажды в 1980-х группа музыкантов, возвращаясь с концерта, тормознула микроавтобус. Как позже выяснилось, перевозивший бабушку-покойницу. Но лежащую не в гробу, а на сиденьях. Ну, понятное дело, водитель хотел малость подзаработать, а потому с радостью принял пассажиров, предупредив их о покойнице. Ребята расселись на свободные места и молча поглядывали в окна, усопший человек в салоне совсем не располагал к разговорам. Вдруг кто-то заметил – Морозов «голосует» возле драмтеатра, тоже ищет транспорт: «Метро закрыто, в такси не содють». Решили подобрать товарища. Водитель, опять же, был совсем не против дополнительного рубля.

Володя Морозов с могилевскими музыкантами  во дворе Алика Кузькина: Валера Козлов, Борис Шрейбер, Юра Довиденко, Антон Ажипа. Могилев, 2018 год.
Володя Морозов с могилевскими музыкантами во дворе Алика Кузькина: Валера Козлов, Борис Шрейбер, Юра Довиденко, Антон Ажипа. Могилев, 2018 год.

Когда Володя с радостью впрыгнул в машину, то сразу стал здороваться со всеми в ней находящимися. Бабушку-покойницу принял за одного из закимаривших пассажиров. Пожимая ей руку, удивился тому, что она очень холодная. Свое удивление даже выразил искренним словесным недоумением. Товарищи в этот момент уже не смогли сдержать приступов смеха. Все-таки что ни говори, а в эпоху тусклого освещения многое (том числе и рождение городских легенд) происходило совершенно неожиданно.

Однажды Володя завернул ко мне в гости в тот момент, когда мы со студентами-журналистами обсуждали тему «ретро» в художественно-публицистических жанрах. Надо было видеть лица молодых людей, когда они слушали рассказ самого Володи не только об этом забавном случае.

Игорь Беляев и Володя Морозов. Могилев, 1980-егоды.
Игорь Беляев и Володя Морозов. Могилев, 1980-егоды.

После того, как Володя ушел, студенты завалили меня вопросами. «Суммарный» звучал примерно так: «Это действительно тот самый мужчина, который исполнял песни «криденсов» во дворе Алика Кузькина в Пожарном переулке?» Оказывается, пока Вова вел рассказ, молодые люди его «загуглили» в интернете и детально изучили. Вдоль и поперек. Ну, чем не повод в очередной раз восторженно воскликнуть: «Век живи – век учись!». В смысле, постигай азы новых технологий !

Игорь Беляев и Володя Морозов. Могилев, 2018 год.
Игорь Беляев и Володя Морозов. Могилев, 2018 год.

Кстати, в предлагаемом вашему вниманию занятном видеоролике, снятом на вечере литературного клуба «Последний экземпляр» в областной библиотеке в 2018 году, где поэтико-прозаические номера перемежались с музыкой и забавной документальной «киношкой», Володя Морозов вместе с Игорем Беляевым в самом конце исполняет кавер на знаменитую битловскую композицию.

Продолжение следует.