Не буду утверждать, что Андрея Воробьева, несмотря на востребованность, в Могилеве все хорошо знают. Но работы его, убеждена, видел каждый. Статуя гимнастки возле Дворца гимнастики, Маленький принц, поливающий розу в Комсомольском сквере, беседующий с мамой по телефону, Лева около стадиона «Спартак», влюбленная пара в сквере 40-летия Победы, памятный знак «Могилев – культурная столица СНГ» у горисполкома и, конечно же, четыре льва на мосту через реку Днепр по проспекту Пушкинскому – сегодня без этих скульптур трудно представить город.
И у Могилева есть шанс этот список скульптурных работ пополнить. Во время состоявшейся в рамках творческой встречи авторской экскурсии по экспозиции, представленной в галерее Андрея Воробьева (проспект Мира, 2-а), художник поделился планами украсить город еще одной своей необычной работой. Она посвящена Марку Шагалу и называется «Шагал. Витебск. Париж». Андрей Воробьев признался, что идея создать ее появилась, как ответ на частое утверждение о том, что Марк Шагал – французский художник или российский. А в доказательство рассказал историю про визит в Могилев художницы из Индии. Для нее Марк Шагал был учителем и вершиной, на которую смотрят с упованием и восторгом. Но только в Могилеве она узнала, что ее гуру родом из Витебска.
Сам Марк Шагал говорил: «Я родился в Витебске, но я также родился в Париже». Это утверждение художника и легло в основу работы Андрея Воробьева. Марк Шагал парит над этими двумя городами одновременно: ногой касаясь родного дома в Витебске, а кисточкой – Эйфелевой башни. Вся композиция – своеобразная отсылка к картинам Шагала: деревянные дома старых улочек Витебска, шагаловский петух и его знаменитая коза.
В 2019 году, впервые представляя свою скульптурную работу, Андрей Воробьев говорил о планах две одинаковые скульптуры огромного размера установить на улицах Витебска и Парижа. А спустя три года, на нынешней встрече, поделился мыслями о возможности установить третью – в Могилеве. Где именно, вопрос пока открытый.
Там же, на экскурсии, ее участники вспомнили известную деревянную синагогу, которая стояла когда-то в Подниколье, и которую расписывал художник из Слуцка Хаим бен Ицхак Халеви Сегал. А Сегал и Шагал на иврите звучит одинаково. Да и сам Марк Шагал очень любил эту легенду, а Сегала называл своим предком и даже в воспоминаниях писал: «Как жаль, что мой предок не пригласил меня на роспись могилевской синагоги».
Кстати, выставка работ Андрея Воробьева в галерее будет работать до 10 мая. Вход свободный.